Контрактная система — враг государства, трудового народа, пособник коррупции и один из источников социального иждивенчества.
Контрактная система трудовых отношений исключает воспитательные механизмы на предприятиях, напрочь исключает серьезную психологическую подготовку у руководителей всех уровней, делает из руководителей администраторов на «кнопке судьбы», а не лидеров по факту дела.
Контрактная система идет в разрез с набирающими обороты в государстве Православными христианскими традициями, разделяет коллективы, а не способствует наиболее эффективной совместной работе. Рубить с плеча — с виду просто и эффективно. А на самом деле воспитательного эффекта — кот наплакал и в конечном итоге за бортом общества оказываются люди (те же самые БОМЖи по всей видимости в начале потеряли работу, а потом и все остальное), в которых государство вложило очень много средств от рождения. Можно смело утверждать, что на выходе, в сухом остатке так сказать, от таких трудовых отношений в обществе — неэффективные и «несостоявшиеся» (по терминологии Госдепа США) государства, полные мигрантов из других стран в качестве эрзац-замены ставшему «вдруг» неэффективным основному трудовому населению.
Эффективность труда в раннем СССР была одна из лучших в мире и мотивирована тем, что работник по факту законов был полноправным хозяином на производстве, а с бездельников строго спрашивали всей силой коллектива и государства, и в итоге «лишних и неэффективных» людей в обществе практически не было! Контрактная система исключила действенный воспитательный эффект и на фоне низкой рождаемости (когда по идее каждый человек в обществе должен быть на особом счету!) эту систему можно смело отнести к хорошо продуманной и глубоко законспирированной экономической диверсии против государства.
После того как уловка Шурика удалась и Федя попался в ловушку, замотавшись обоями с клеем, Шурик ставит Федю на пол, вырезает отверстие для лица. Федя начинает ругаться, говорить, что это хулиганство, и во время всего этого Шурик уже вырезает отверстие сзади. Федя, догадываясь о «воспитательно-физическом» наказании, спрашивает:
Шурик, вы комсомолец?
Шурик отвечает, что да, а Федя говорит:
Это же не наш метод!
Шурик отрывает с лица Феди кусок обоев, который остался после вырезания отверстия, и начинает расспрашивать его о возрасте, о семье, о жизни. Федя ничего не скрывает и отвечает точно. После всего этого он спрашивает:
Шурик, может не надо, а?
Но Шурик неумолим и отвечает:
Надо, Федя, надо!
Кстати, по фильму, впоследствии Федя начал проявлять к работе инициативу!