5 марта исполняется 146 лет со дня рождения знаменитой революционерки Розы Люксембург. Вопреки расхожему мнению, «валькирия революции» не была убежденной феминисткой и мужененавистницей. На самом деле ее личная жизнь была не менее бурной, чем политическая.
Розалия Люксенбург родилась в польском городке Замостье, который в то время входил в состав Российской империи. Общественно-политическая деятельность увлекла ее еще тогда, когда она училась в женской гимназии в Варшаве — девушка выступала против русификации польских школ. А в 18 лет Розалия была вынуждена покинуть Польшу из-за участия в революционном кружке «Пролетариат». Она бежала в Швейцарию, где изучала философию, политэкономию и юриспруденцию в Цюрихском университете, и стала одной из первых женщин, получивших кандидатскую степень.
Позже она сократила свое имя для удобства произношения и заменила в фамилии букву «н» на «м», получилось «Роза Люксембург». Она была незавидной невестой. Из-за полученной при рождении травме — вывиха тазобедренного сустава — она на всю жизнь осталась хромой, ее рост был 150 см, что при непропорционально большой голове и коротких ногах было существенным недостатком. Роза преображалась только тогда, когда выступала за трибуной перед народом. Недоброжелатели объясняли такую чрезмерную политическую активность революционерки комплексом неполноценности. Биограф Р. Шнайдер писал: «Можно сказать, что судьба обездолила её трижды: как женщину в обществе, где главенствуют мужчины, как еврейку в антисемитском окружении и как калеку».
Роза Люксембург открыто жила с мужчинами вне брака не вследствие того, что была убежденной феминисткой, а в силу сложившихся обстоятельств. В Швейцарии она встретила Лео Йогихеса, который стал не только ее соратником, но и любовником. С ним она участвовала в создании социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы. Как оказалось, Роза — не только блестящий политический оратор, но и тонкий лирик. Своему любимому революционерка писала полные нежности письма: «Если мне когда-нибудь захочется снять с неба пару звезд, чтобы подарить кому-нибудь на запонки, то пусть не мешают мне в этом холодные педанты и пусть не говорят, грозя мне пальцем, что я вношу путаницу во все школьные астрономические атласы…».
Лео был убежденным сторонником свободных отношений и жениться не собирался. А Роза мечтала о семье и детях: «Собственная маленькая квартирка, своя библиотека, совместные прогулки, каждое лето — поездка на месяц в деревню, совсем без всякой работы! И, может быть, ещё и такой маленький, совсем малюсенький ребёночек? Неужели мне никогда не будет это дозволено? Никогда? Вчера в Тиргартене у меня под ногами завертелось дитя лет трёх — четырёх… Словно громом меня поразила мысль схватить этого малыша, стремительно убежать домой и оставить его себе как своего собственного. Ах, дорогой, неужели у меня никогда не будет ребёнка?». В ответ на эти тирады Лео писал: «Ваша задача состоит не в том, чтобы рожать детей, вам следует отдавать себя политической борьбе!». Роза нашла в себе силы порвать с ним только через 16 лет.
В 36 лет у нее случился бурный роман с сыном подруги и соратницы-революционерки Клары Цеткин. Он был моложе на 14 лет, но эта разница в возрасте никого не смущала. Их отношения продлились 5 лет, после чего молодой человек оставил Розу ради другой женщины. Даже после этого она ему писала: «Ты — любимый друг и таким для меня останешься так долго, как захочешь, так долго, пока я жива. Всё, что касается тебя, для меня важнее, чем весь остальной мир. Я тебя только прошу: оставайся спокойным и не мучай себя из-за меня». Следующий ее избранник — адвокат Пауль Леви — был моложе на 12 лет. Эти отношения также долго не продлились. После этого Роза, отчаявшись, заявляла: «У меня нет личной жизни — только публичная».
Розу Люксембург считали одной из самых ярых феминисток своего времени, хотя трудов, посвященных этому вопросу, у нее не было — она считала проблему гендерного неравенства составляющей глобальной проблемы неравенства классового. Но она вела образ жизни настоящей феминистки: закончила университет, получила ученую степень, жила с мужчинами вне брака, вела революционную деятельность. К тому же она поддержала выдвинутую Кларой Цеткин идею учредить Международный женский день.
Когда-то Роза Люксембург сказала, что хотела бы умереть «на своем посту — на улице или в тюрьме». Ее слова оказались пророческими. После ареста по дороге в тюрьму конвоиры избили ее прикладами, затем выстрелили в голову и сбросили тело в канал.