Если бы не эти люди, преступный мир ничто не остановило бы. О похождениях знаменитых сыщиков пишутся бестселлеры, миллионы людей восторгаются их интеллектом, отвагой и хитростью. Ведь чтобы поймать умного преступника надо оказаться на ступеньку выше его. Имена Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро, миссис Марпл известны любому поклоннику детективов, да и просто рядовому читателю.
Только вот персонажи все эти вымышленные. Но это вовсе не означает, что классных сыщиков нет в природе. Просто о них не так часто пишут, но от этого их жизнь не стает менее опасной и захватывающей. А яркая биография некоторых детективов послужила поводом для создания уже литературных героев.
Эжен Франсуа Видок (1775−1857). Этот человек успел побывать по обе стороны войны криминала с законом. Видок родился во французском Аррасе в семье пекаря. В 14 лет подросток совершил свое первое преступление — им случайно был убит учитель по фехтованию. В итоге Виток решил бежать из родного города в Америке. Но путешествия не состоялось — Эжен попал в армию, где оказался весьма плохим солдатом. Видок участвовал в многочисленных дуэлях, наказывался, а в итоге дезертировал. Свою молодость Эжен провел в преступных бандах, где постоянно грабил и убивал. За многочисленные побеги из тюрьмы его прозвали «оборотнем» и «королем риска». В итоге прежние криминальные друзья настолько осложнили жизнь французу, что он решил сделать необычный шаг — Видок предложил свои услуги префектуре Парижа. В 1811 году он создал специальную бригаду, которая состояла из бывших уголовников. Видок считал, что преступников может понять и поймать только преступник. О группе под названием «Безопасность» ходили дурные слухи. Во главе своей бригады Видок пробыл 20 лет, после чего ушел в отставку. В 1833 году он открыл собственное бюро расследований, «частную полицию». Таким образом именно Видок стал одним из первых сыщиков-профессионалов. Вершиной его карьеры стала должность руководителя канцелярии министра иностранных дел в правительстве Ламартина. Видок считается отцом мирового частного сыска и детективного дела, его почитают как родоначальника уголовного розыска. Сыщик послужил прототипом сразу для нескольких литературных и кинематографических персонажей. Именно Видок начал использовать баллистическую экспертизу. Однажды он в ходе расследования решил исследовать размеры пули, доказав, что та не могла быть выпущена из оружия обвиняемого.
Алан Пинкертон (1819−1884). Пинкертон появился на свет в шотландском Глазго. В 1842 году он эмигрировал в Америку, где и состоялся, как сыщик. В 1846 году молодой Пинкертон был избран шерифом своего городка. Уже через 4 года он оставил государственную службу и основал собственное детективное агентство. Услуги этой конторы были востребованы, ведь она специализировалась на железнодорожных кражах. Знаменитым девизом агентства стала фраза «Мы никогда не спим». Среди главных успехов этой организации отмечают предотвращение покушения на президента Линкольна в Балтиморе в 1861 году, а также арест организаторов похищения 700 тысяч долларов в железнодорожной компании Адамс Экспресс. Агентство Пинкертона впервые ввело в обращение фотографии преступников и их подробное описание. По крупным городам страны рассылались такие портреты, что значительно ускорило поимку бандитов. Считается, что Пинкертон основал, а его сыновья развили классификацию преступников. Сыщик завел картотеку известных жуликов с указанием их специализации. Знаменитый детектив умер в 1884 году, причиной стала развившаяся из-за случайного прокуса языка гангрена. Сам сыщик стал прототипом для литературного персонажа Ната Пинкертона, известного, как «король сыщиков». Агентство Пинкертона существует и поныне, принадлежа шведской компании Securitas AB.
Дуэйн Чепмен (род. 1953). Этот сыщик является нетипичным, тем не менее дело он свое знает. Деятельность американского охотника за головами Чепмена постоянно освещается телевидением. Чепмен, получивший за свою охотничью страсть прозвище «Пес», постоянно в качестве звезды присутствует на ток-шоу. И в данном случае детективом стал бывший преступник. В возрасте 24 лет Дуэйна осудили за вооруженный грабеж. Сам он отрицает свое участие в преступлении, тем не менее за решеткой полтора года провел. В семейном детективном бизнесе Чепмена принимают участие его сыновья и родственники. Деятельность этих сыщиков отличается неумолимостью к преступникам, беглецов стремятся поймать живыми или мертвыми. В итоге закон постоянно имеет претензии к знаменитому Охотнику за головами. Самого же Чепмена отличает бесстрашие, он не единожды противостоял опасным преступникам, похитителям, насильникам, торговцам наркотиками. Персона детектива постоянно на виду — то он арестован за незаконные действия, то проявляет расовые предрассудки.
Степан Шешковский (1727−1794). С молодых лет Степан обучался грамоте. Недорослем он стал служить в Сибирском приказе, а в 1740 году попал в командировку в Тайную канцелярию. Там Шешковскому понравилось, он сумел перевестись в государственную контору розыскных дел. Молодого способного служащего заприметил граф Шувалов, что послужило основой для быстрой карьеры. В 30 лет Шешковский по представлению своего опекун самой императрицей Елизаветой назначается секретарем Тайной канцелярии. Роспуск этой организации не уничтожил карьеры сыщика. Новой императрице, Екатерине, нужны были подобные люди. Шешковскому поручались самые важные розыскные дела. Именно Степан занимался допросом Пугачева, записав в подробностях его показания. Шешковский по долгу службы расследовал не только политические дела, но и личные императорские. Детектив вошел в историю жестким и принципиальным полицейским, он сумел разработать собственную методику допросов. Простой народ его боялся, а вельможи опасались. Сам сыщик не гнушался в допросах использовать и пытки, правда и его самого нередко ловили и били отважные смельчаки-мстители.
Аркадий Кошко (1867−1928). Кошко появился на свет в Минске, в богатой семье. Он выбрал карьеру военного, однако служба тяготила его. Ведь еще в детстве Аркадий зачитывался детективными романами. В итоге он понял, что его призвание — криминалистика и подал в отставку. Службу в полиции Кошко начал в Риге простым инспектором. Применение самых передовых европейских методик, а также личная смелость сыщика привели к быстрому продвижению по службе и наградам. Уже через 6 лет Кошко возглавил Рижскую полицию, а в 1908 году он уже стал начальником полиции Москвы. Сыщик сумел разработать новую систему опознания личности на основе сбора и классификации антропометрических и дактилоскопических данных. Это позволило московскому сыску собрать большую картотеку преступников. Такая система была даже позаимствована Скотланд-Ярдом. Период службы в Москве принес Кошко настоящую славу, его назначили главой всего уголовного розыска в стране. В 1913 году на семинаре в Швейцарии русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений. После революции 1917 года генерал Кошко эмигрировал во Францию. Там он не смог применить свои таланты, работая в магазине. Кошко неоднократно приглашали служить в Скотланд-Ярд, но для этого надо было принять британское подданство.
Иван Осипов (1718−1756). Человек по прозвищу Ванька-Каин сумел стать не только легендарным сыщиком, но и не мене легендарным разбойником. Появился на свет он в крестьянской семье в Ярославской губернии. Иван сумел обокрасть своего хозяина, а затем и донести на него. В награду за это он получил свободу. Новый домой Осипова стал воровской притон. После ряда громких похождений в Москве разбойник отправился на Волгу, где вступил в шайку атамана Зори. В 1741 году Ванька-Каин неожиданно пришел в Московский сыскной приказ, предложив свои услуги по поимке других воров и разбойников. Так Осипов был принят на государственную службу, получил в распоряжение военную команду. Только вот ловя и выдавая мелких воров, Ванька-Каин вел свою игру — вымогал деньги, открыл игорный дом, прикрывал крупных бандитов, а то и открыто грабил. Бесчинства, творимые в Москве, привели туда следственные комиссии. Деятельность Осипова постепенно раскрылась, а в самом сыскном приказе сменился весь личный состав. Двуличного сыщика приговорили к смертной казни, заменив потом приговор сибирской каторгой.
Осип Шор (1891−1978). Деятельность этого человека положила начало известнейшему литературному персонажу. Правда, Остап Бендер не был детективом, но в хитрости, изворотливости, настойчивости в достижении цели ему не откажешь. Остап Беньяминович Шор родился в Никополе, но детство провел в Одессе. Его учеба в Петербурге была прервана революцией. Пытаясь вернуться в Одессу, Осип по пути домой представлялся то гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной организации. А одну зимовку он даже провел в статусе жениха толстой тетушки. В Одессе Шор начал работать в уголовном розыске, в частности, воюя с бандой Мишки Япончика. Сыщик бандитов не щадил, а сопротивлявшихся нещадно уничтожал. Неудивительно, что преступники быстро сдавали своих подельников. После того, как бандиты Япончика по ошибке вместо инспектора убили его брата, Осип уволился и переехал в Москву. Там он много рассказывал о своих авантюрных приключениях, что и было услышано писателем Катаевым. Именно он подсказал сюжет Ильфу и Петрову. Шор был веселым и общительным человеком, которого побросало по жизни.
Яков Вагин (1926−2010). Этого человека считают одним из основателей советской школы сыска. Яков родился в Харькове в 1926 году. В системе МВД он проработал 65 лет. С началом войны Вагин с семьей был эвакуирован в Пермь. Оттуда по комсомольской путевке его направили в органы внутренних дел. Серьезная школа жизни прошла в Якутии, в отделе борьбы с бандитизмом. Затем Вагин вернулся в Пермь, где в 27 лет возглавил первый райотдел милиции. В 1969 году сыщик стал начальником уголовного розыска Пермской области. Там он смог в полной мере проявить свои лучшие качества. По уровни раскрываемости Пермь уступала только Москве и Ленинграду. Вагин смог раскрыть громкое дело банды Ведерников, поймать кунгурского маньяка. Милиционера отличала крайняя человечность, он стоял горой за своих подчиненных. Это позволяло им спокойно работать и принимать нестандартные решения. Талантливый организатор Вагин внедрял самые передовые средства для раскрытия преступлений, в том числе и приборы ночного видения. В следственные группы он набирал специалистов разного профиля, каждый из которых, как элемент часов, занимал свое место.
Иван Путилин (1830−1889). Иван Дмитриевич Путилин принадлежал к семье заурядного коллежского регистратора из Нового Оскола. В 23 года молодой человек идет служить в полицию, где получает должность младшего помощника квартального надзирателя на рынке. Но Путилин сразу же проявил свои таланты и продемонстрировал смелость при поимке опасных преступников. В 27 лет у него уже есть орден и медаль. Его карьера начинает развиваться с головокружительной скоростью. Способствует тому и огромное количество раскрытых дел. Путилина называют русским Пинкертоном. В 1866 году детектива ставят во главе созданной сыскной полиции столицы Российской империи. В те годы не было таких громких дел в Санкт-Петербурге, которые остались бы без внимания Путилина. Его отмечала наблюдательность, строгость и любовь к своей работе. В 45 лет Путилин уже генерал, он уходит в отставку по состоянию здоровья. Однако его деятельная натура не может терпеть размеренной жизни, вскоре сыщик снова возвращается на свой пост, чтобы продолжить борьбу с преступностью. Окончательная отставка случилась в 1889 году. Путилин уехал в свое имение, где закончил писать свои мемуары «40 лет среди грабителей и убийц».
Чарльз Филд (1805−1874). Скотленд-Ярд является крупной организацией, но славу ей принесли такие люди, как Чарльз Филд. Изначально он мечтал быть актером, но бедность толкнула его на государственную службу. Филд начал службу простым сержантом, вскоре дослужившись до инспектора на верфях. В 1845 году Чарльз присоединился к сыскному отделению, откуда ушел через 7 лет в качестве начальника. Развитие полиции в эти годы очень увлекло Чарльза Диккенса. Он неоднократно сопровождал констеблей в ночных походах. Писатель очень подружился с сыщиком. В романе «Холодный дом» именно с Филда списан образ детектива Баккета. Уйдя в отставку, сыщик продолжал свою деятельность в качестве частного детектива, правда его деятельность не приветствовалась властями. За излишнее вмешательство в дела расследования принципиального англичанина даже лишали на время пенсии. Для него самого сыск был своеобразной игрой, Филд любил маскироваться, делая это даже тогда, когда не следовало бы.