Если в 1970 году американцы потратили на еду из этой сети 6 миллиардов долларов, то в 2001 году эта цифра уже составила 110 миллиардов. Граждане США тратят меньше средств на свое высшее образование, автомобили или компьютеры. Даже на фильмы, книги, газеты и журналы, видео и музыку вместе взятые приходится меньшая сумма.
Еженедельно средним американцем съедается 4 порции картошки фри и 3 гамбургера. Именно «Макдональдс» потребляет картофеля, говядины и свинины больше других подобных сетей. И только фастфуд «Кентукки фрайед чикен» потребляет больше курицы.
Специально для «Макдональдса» была выведена особая порода курицы, обладающей громадной грудкой. Ее назвали «Мистер МД». Это белое мясо груди необходимо для приготовления одного из самых популярных блюд меню — «Чикен Макнагетс». Когда-то это изменило всю индустрию производства курятины — теперь ее стали продавать на куски, а не целиком, как ранее.
Психологи считают, что золотые арки «Макдональдса» являются фрейдистским символом, изображая огромные груди матушки Макдональдс.
Около 66% сотрудников этой торговой сети не достигли и 20 лет. Это позволяет платить ему небольшую зарплату за выполнение простейших операций. В 1958 году в «Макдональдсе» появилась самая первая подробная инструкция о том, как надо готовить еду и правильно общаться с покупателями. Тогда это был документ в 75 страницах, сегодня его объем вырос в 10 раз. Его называют «Библией «Макдональдса».
В фастфуде очень высокая текучка кадров — до 400%. Средний работник сети покидает место работы уже через 4 месяца. Большая часть работников — подростки из неблагополучных и бедных семей, а также иммигранты, которые знают лишь английские название блюд в меню.
Невысокая зарплата и плохие условия труда заменяются созданием командного духа для юных работников. Менеджеры «Макдональдса» проходят обучение о том, как именно надо хвалить подчиненных, чтобы создать у них иллюзию незаменимости. Такой прием обходится дешевле, чем повышение зарплаты.
Молодой персонал травмируется тут чаще, чем взрослые в 2 раза. За год цифра покалеченных в своих же кафе достигает в США 200 тысяч человек. Около 12% рабочих Америки когда-то зарабатывали себе на жизнь в «Макдональдсе».
Молодые сотрудники Макдональдса любят шутить. Так, в интернет попали видеозаписи фастфуда Лос-Анджелеса, где было видно, как тинейджеры-сотрудники чихают в еду, тушат сигареты на продукты, роняют еду на пол. В мае 2000 года трое рабочих «Бургер Кинга» в Нью-Йорке были арестованы за то, что на протяжении более чем полугода плевали в еду и мочились в нее. В миксерах к тому же жили тараканы, а по ночам на оставленных для разморозки гамбургерах ползали мыши. Известный факт — сами сотрудники сетей фастфудов в кафе не едят до тех пор, пока не приготовят себе порцию собственноручно.
Факт, но вкус картошки из «Макдональдса» по душе всем. Раньше в этом «виноват» был только жир, в котором ее обжаривали. Долгие десятки лет это была смесь 93% говяжьего жира и 7%хлопкового. Однако 90-е годы принесли борьбу с холестеролом, что заставило фастфуды перейти на 100% растительное масло.
Но вкус так полюбился всем, что требовалось его сохранить. Вот почему в составе блюд «Макдональдса» в самом конце длинного списка значится неприметный, казалось бы, натуральный ароматизатор. Именно это и является объяснением того, почему в «Макдональдсе» всегда так вкусно.
Откуда взялись столь вкусные рецепты гамбургеров и картошки? Вовсе не в кулинарных книгах, скорее в трудах «Технология пищевой промышленности» и «Инжиниринг еды». Рецепты пищи, изложенные там, изменили ее состав за 40 лет больше, чем за предыдущие 40 тысяч лет. Сегодня запах гамбургеров и их вкус производится на громадных химических заводах Нью-Джерси.
Около 90% приобретаемых нами продуктов проходят предварительную обработку. Естественный вкус еды невозможен после консервации и заморозки. Вот почему за последние полвека химическая промышленность дает нам и продукции фастфуда неповторимый вкус.
Компания «Интернейшнл Флаворс энд Фрагрансез» не только создает вкус продуктов для «Макдональдса», но и производит запах 6 из 10 самых популярных в мире духов, включая «Бьютифул» «Эсти Лаудер» и «Трезор» от «Ланкома». Также компания создает ароматы мыла, шампуней, средства для мытья посуды. Все это — звенья одной цепи. По сути, мы моемся тем же, что и едим.
Для поставок продовольствия Макдональдс сотрудничает с мясокомбинатами. Работа тут является самой опасной в США. Официально ежегодно регистрируется более 40 тысяч ранений. Зато американские мясокомбинаты обрабатывают каждый час 400 туш, а в Европе — всего 100. Низкая зарплата привлекает на работу сюда одних лишь иммигрантов.
Обычные коровы питаются травой, а вот те животные, которые предназначены для мясорубок фастфуда за два-три месяца до умерщвления загоняются огромными стадами на специальные площадки. Там их кормят анаболиками и зерном для быстрого набора веса.
Одна корова может в итоге набрать до 200 килограмм, съев полторы тонны зерна. При этом ее мясо становится чрезвычайно жирным, что очень подходит для фарша.
С ростом цен на зерно ситуация ухудшилась. Первый звонок коровьего бешенства прозвенел в 1997 году, тогда 75% американского скота питалось останками коров, овец и даже кошек и собак из приютов. Да и куриный помет входил в рацион животных — только в 1994 году было съедено 1,5 миллиона тонн. А вот после 1997 года в рационе коров остались лишь добавки из лошадей, свиней и кур, а также опилки из курятников.
Второй по причине смертности в США, после курения, является ожирение. Ежегодного от него умирает 300 тысяч человек, цифра эта с 1991 года увеличилась на 60%. Да и у англичан, наибольших любителей фастфуда в Европе, уровень ожирения вырос в 2 раза. Даже Япония заразилась общей эпидемий, хотя не так давно в стране с овощной и морской диетой полных людей практически не было.