Рабоче-крестьянская Красная армия была создана почти сто лет назад. Пройдя крещение Гражданской войной, она постепенно стала одной из наиболее сильных в мире, приняла на себя удар Германии в 1941 году, смогла выстоять и победить. Мы выбрали 10 любопытных фактов о легендарной организации.
Танк о пяти головах
На вооружении Красной армии с 1932 по 1941 год находился единственный в мире серийный пятибашенный танк Т-35. Выпущенная на Харьковском паровозном заводе, эта машина имела и максимальную на то время огневую мощь: одна 76-миллиметровая пушка, две 45-миллиметровых и семь пулеметов калибром 7,62. Управляли этим сухопутным линкором 11 человек экипажа, располагавшихся в пяти башнях. Весил Т-35 более 50 тонн и мог разгоняться до 30 километров в час. Долгое время этот танк олицетворял мощь Красной армии и появлялся на публике в основном во время парадов. В первые же дни Великой Отечественной практически все Т-35 были уничтожены.
Воздушный авианосец
В 30-х годах был разработан проект «Звено», основанный на использовании тяжелых бомбардировщиков ТБ в качестве авиаматки для истребителей. Истребители того времени обладали очень небольшим радиусом действия, и их доставка при помощи бомбардировщиков позволяла совершать прицельные бомбометания в тылу врага. При помощи специальной конструкции два истребителя крепились на крылья авиаматки, а еще три присоединялись к ней снизу уже в воздухе. Были даже проекты по креплению восьми истребителей на один самолет, однако самыми удобными оказались перевозки двух самолетов на верхней плоскости крыла. Одна из таких групп — «Звено СПБ» (Составной пикирующий бомбардировщик) — участвовала в Великой Отечественной войне.
Дедушки спецназа
Прообразом современных специальных подразделений ВМФ была сформированная в 1941 году рота особого назначения (РОН) при разведотделе Балтийского флота. В ее составе было более ста водолазов и специалистов по диверсионной деятельности. В числе самых громких операций РОН — поиск потопленной в Финском заливе немецкой подводной лодки U-250. Водолазам удалось найти лодку и поднять с ее борта неповрежденные торпеды Т5 «Цаункёниг» с новейшей на то время системой акустического наведения. Одна из торпед была отправлена как подарок лично Черчиллю.
Тачанка — оружие победы
Эксперты считают, что во многом успехи конных армий РККА были обусловлены использованием большого количества тачанок с пулеметами. В отличие от обычной повозки, тачанка была оборудована рессорами, что позволяло перевозить ее с гораздо большей скоростью. Не все знают, что чаще всего тачанка использовалась лишь для мобильного перемещения пулемета, патронов и стрелков. Вели огонь уже с земли, а не с повозки, чтобы вывести из-под удара лошадей. В Красной армии тачанки сохранились до конца Великой Отечественной войны, правда последние годы использовались лишь как транспортное средство.
Штаны за героизм
Первой из официальных наград для Красной армии был орден Красного Знамени, учрежденный в сентябре 1918 года. До его введения бойцов РККА награждали именными часами, револьверами или даже штанами, как в фильме «Офицеры». Первым кавалером ордена Красного Знамени стал герой гражданской войны Василий Блюхер. Правда, из-за низкого качества первых орденов ему досталась награда из следующей партии с порядковым номером 114. Маршалы Буденный и Рокоссовский были награждены шестью орденами Красного Знамени. Кроме них такой почести удостоились еще тридцать бойцов Красной армии.
Бронепоезд «Сделай сам»
Во время Гражданской войны, когда не было четких линий фронтов, боевые действия велись по всей стране, а основными способами передвижения стали железные дороги, начался бум бронепоездов. Только в Красной армии было более 120 различных бронированных поездов и подвижных составов. Часть из них осталась от царского правительства, остальные собирались на заводах из обычных вагонов путем пришивания стальных листов, практически без чертежей, по наитию.
Чужой день рождения
День защитника Отечества, ранее — День Красной армии и флота — празднуется 23 февраля. Считается, что это день создания Красной армии, однако это не совсем так. Декрет о ее создании был подписан раньше — 28 января 1918 года, а уже 23 февраля во многих городах прошли митинги, на которых была организована запись добровольцев в отряды РККА. Уже через год появляются первые предложения отпраздновать дату создания Красной армии именно 28 января. Однако предложение запоздало, и было принято решение совместить празднование с днем Красного подарка 17 февраля. Но и эту дату перенесли с понедельника на ближайшее воскресенье — 23 февраля. Возобновили празднование только в 1922 году, и именно 23 февраля. Позднее Климент Ворошилов признавал, что «приурочивание празднества годовщины РККА к этой дате носит довольно случайный труднообъяснимый характер и не совпадает с историческими датами».
Танк-трактор на платформе Renault
Первым советским танком, выпущенным для Красной армии, был танк «Рено-Русский», скопированный с французского легкого танка Renault FT-17. «Рено-Русский» выпускался на заводе Красное Сормово в 1920—1921 годах общим тиражом в 15 машин. Официально стоял на вооружении до 1930 года, хотя ни разу не принимал участия в боевых действиях. Часто использовался в качестве трактора, так как имел очень мощный на то время двигатель в 33,5 лошадиные силы.
Первый герой
Первым героем Советского Союза стал Анатолий Васильевич Ляпидевский, летчик, впоследствии — генерал-майор авиации СССР. Во время операции по спасению челюскинцев он выполнил 29 поисковых полетов в пургу, при практически нулевой видимости, обнаружил их лагерь и, совершив посадку на льдину, вывез оттуда 12 человек. За это в апреле 1934 года ему было присвоено звание героя Союза с вручением ордена Ленина. Через пять лет, когда вместе со званием героя стала вручаться медаль «Золотая Звезда», он получил эту награду под первым порядковым номером.
Танки в воздухе
В 1941 году Олегом Константиновичем Антоновым, руководителем ОКБ Антонова, проводились испытания летающего танка А-40. Конструкция состояла из танка Т-60 с прикрепленными к нему планерными крыльями. Основная идея заключалась в том, чтобы буксировать танк за бомбардировщиком ТБ-3, затем отцеплять, после чего экипаж танка мог самостоятельно планировать до точки посадки. Предполагалось использовать такие танки для помощи партизанам. К сожалению, при испытаниях танк, прицепленный к самолету, не смог набрать достаточной высоты из-за нехватки мощности и проект пришлось свернуть.