Наткнулась на одном из форумов обсуждение про чаевые, что кто-то оставляет, а кто считает и не надо. Про себя скажу сразу, оставляю в том случае, если заказ быстро, достаточно, приняли, быстро обслужили и все это не с кислой рожей. мол на фига сюды приперлись (к стати от уровня заведения не зависят такие рожи)))
И вот мне понравилась статься, она спорная, но…
Для меня традиция оставлять чаевые — нелепый архаизм.
Во-первых, я люблю платить за услугу столько, сколько она стоит. Что значит «дайте ещё сверху сколько захотите»? И почему эти деньги идут только официанту? Так-то повар тоже старался. И уборщики привели зал в порядок. А ещё есть посудомойщики, администраторы, охранники — они все вносят вклад в хорошее обслуживание. Оплата их труда включена в стоимость услуги. Почему официант должен получать дополнительную прибавку?
Во-вторых, разве обслуживать клиента хорошо не является обязанностью официанта? А что тогда включено в «базовую комплетацию»? Меня не нужно обслуживать «супер хорошо», достаточно обслужить обыкновенно. Почему от людей других профессий качественное выполнение своих обязанностей принимается по-умолчанию, а для официанта хорошая работа — это бонус за дополнительную плату? И не надо говорить, что чаевые — это «просто благодарность» (просто благодарность — это «спасибо») или что работа официанта очень тяжёлая (обычная работа, я сама носила подносы — знаю, что ничего особо сложного здесь нет). Официант вкалывает не тяжелее, чем слесарь или нянечка в детском саду. А как насчёт учителей? Стресс, подготовка к урокам, проверка тетрадей. Почему бы учителям не оставлять чаевые?
В-третьих, «маленькая зарплата» — сомнительная причина. «Подайте из жалости»? У библиотекарей или почтальонов зарплата не больше, но чаевые им оставлять почему-то не принято. Разве это моя проблема, что работник принял невыгодные условия работодателя? Да и почему от клиента ожидают содействия, предварительно с ним об этом не договорившись? Чем реже посетители будут оставлять чаевые, тем меньше будут поддерживать странную систему найма работника, где он получает не равноценную оплату своего труда, а нечто похожее на милостыню.
В-четвёртых, официанты привыкают к дополнительному заработку, и начинают считать чаевые обязательными, хотеть всё больше и возмущаться, когда кто-то чаевых не оставил. А клиент может элементарно не иметь мелкой купюры. Мне, вот, совсем не нравится испытывать чувство вины, если я оставляю мало (а вдруг сдача составит менее 10%?) или не оставляю вообще (я получила услугу и осталась ею удовлетворена, но в дополнительной оплате не вижу смысла). А если меня запомнят и в следующий раз плюнут в суп?
В общем, если я когда-нибудь открою ресторан, то распоряжусь писать в чеке что-то вроде «Не оставляйте, пожалуйста, чаевых, хорошее обслуживание — наша работа». По-моему, это честно по отношению и к клиенту, и к официанту. Надо выставлять адекватную цену за услугу, включая в неё стоимость работы персонала. Лучше платить на несколько рублей больше за каждое блюдо, чем чувствовать себя обязанной или виноватой.
P. S. По поводу плюнуть в суп, сама была, случайной, свидетельницей разговора официанток, как одна другой и говори, мол не оставил сука, в следующий раз плюну обязательно…