Место для рекламы

Маяки

Самый желанный свет для моряка - огонь родного маяка.

Подобно добрым духам маяки годами и веками из ночи в ночь оберегают проходящие мимо корабли, указывая им верный путь в непроглядной тьме.
Самый желанный свет для моряка — огонь родного маяка.
Маяки стоят на пересечениях морских путей и на протяжении многих столетий собирают благодарственные слова и мысли в свой адрес. Сотни кораблей с тысячами моряков на борту проходят и благодарят за световое напутствие, за гудки в тумане, просто благодарят за то, что прошли сотни миль и благополучно вернулись в родной порт.
Маяки строились с древнейших времён. Самым известным маяком в истории является одно из чудес света на острове Фарос — Александрийский маяк, построенный в III веке до н. э. Высота Александрийского маяка, по разным оценкам, составляла от 120 до 140 метров. В течение многих столетий он был самым высоким сооружением на Земле.

8 июля 1807 года по указу Александра I все маяки России были переведены из частного владения в подчинение морского ведомства. Делалось это для обеспечения надлежащего надзора за состоянием маяков и, следовательно, безопасности мореплавания.
С 1997 года 8 июня стало профессиональным праздником маячников России.

Маяки классифицируют на три группы: «ад» — маяки в открытом море, «чистилище» — острова, «рай» — континент.

Практически все маяки в нашей стране находятся в ведении Министерства Обороны и гидрографии, поэтому просто так на маяк зачастую попасть невозможно. За рубежом это намного проще, потому что существуют маяки, которые являются объектами культурного наследия, и есть организации, которые обеспечивают путешествия, помогают с тем, чтобы попасть на маяк, даже пожить на маяке.

С маячным хозяйством в России всегда было тяжело, еще с петровских времен.
Территория огромная и покрыть навигационными сооружениями всегда было непросто. Большое количество труднодоступных мест. Первый серьезный всплеск маячного строительства был при Петре. Потом после Петра был спад, потому что не так много было у нас монархов, которые интересовались флотом и этим хозяйством. Поэтому фактически маяки всегда финансировали по остаточному признаку.

Есть такая группа людей, которую называют «маячники».

Маячники — это люди, которые живут и работают на маяке. Их быт достаточно суров. Сейчас у нас век автоматизации, поэтому некоторые маяки работают полностью в автоматическом режиме. Есть страны, в которых маячников на маяках как таковых нет, это: Япония, Великобритания. В России такая профессия еще есть.

В одиночку на маяках жить тяжело, поэтому больше всего и дольше всего на маяках живут семьи. Существует понятие «маячная династия».
Самый западный маяк России-Маяк Балтийский.
Установлен у самого берега косы, отделяющей Гданьский залив от бухты Приморская, в юго-восточной части Балтийского моря, обеспечивает безопасный подход к порту Балтийск.
В 1955 году для обслуживающего персонала выстроили восьмиквартирный дом, для хранения имущества и горюче-смазочных материалов — склады. На оконечности северного мола установили наутофон и смонтировали радиомаяк для производства радиодевиационных работ. Служащие Балтийского маяка обслуживают не только сам маяк, но и контролируют работу всего светящего навигационного ограждения порта Балтийск, основных и дополнительных навигационных огней аванпорта. Более 20 лет проработал на маяке Петр Никитович Белик. Под его руководством коллектив неоднократно признавался лучшим на Балтийском флоте. В настоящее время маяк светит белым затмевающимся огнем на расстояние 16 миль. Вместе с Передним Балтийским маяком, представляющим собой белый ромб и белую трапецию с черной вертикальной полосой на ажурной четырехгранной башне, он обозначает створ 302,1—122,1, ведущий в морской канал порта Балтийск.

Маяк Курбатова.
Расположен на верхушке холма Курбатова на острове Шумшу-одном из Курильских островов
Фактически ближайший крупный город — Северо-Курильск.
На маяке Курбатова только дальноволновая радиостанция, по которой маячники выходят на связь. Если им нужно звонить, то они идут в ту часть острова, в которой еще есть сотовая связь. И даже несмотря на то, что там не космические расстояния между их островом и материком, существует проблема с судоходством, то есть зачастую корабли не выпускают к ним, чтобы привезти ту же провизию.
Были случаи, когда суда, которые им обычно завозили еду, не получили определенное разрешение на выход и фактически несколько месяцев стояли. Маячники находились в состоянии голода, то есть они съели все что возможно, условно говоря курили чай. Им пришлось самим добираться до берега с пограничными судами, брать провизию и возвращаться обратно. И дальше уже на снегоходах, дело было зимой, перевозить провизию на маяк.
Семья маячников Елена Барбашева и Владимир Дьячков за 6 лет титаническими усилиями без посторонней помощи, фактически за свои средства восстановила и отремонтировала маяк. Это же ведь надо настолько любить и маяк, и море, и ветер, чтобы выносить такие трудности!
По отзывам Елены с каждым годом путешественников и туристов становится все больше. Приходят пешком — переправляются с Северо-Курильска. Приходят на каяках. Приходили иркутские ребята на катамаране. Приплывали даже на надувных бананах, связанных между собой. Люди со всей России. Очень много москвичей. Правда туристов привлекает не маяк, а те военные действия, которые проходили на островах во время Курильского десанта в 1945 г.
Курильский десант прибыл с Камчатки и высаживался как раз в районе маяка. До сих пор очень много окопов, ДОТов. Маячный городок был отстроен так, что он мог очень долго держать оборону. Подступы к маяку практически со всех сторон были неприступны. Один из командиров взял главный ДОТ, после чего был взят и маяк. Фамилия командира была Курбатов, после мыс стал носить имя Курбатова и маяк тоже.

Мы привыкли любоваться прекрасными фото маяков, но смотрители-маячники практически всегда остаются для нас невидимыми, а их тяжелый труд по обеспечению безопасности мореплавания в тяжелейших условиях, как правило мало кому заметен.

Маяк Жужмуйский.
Установлен в средней части острова Большой Жужмуй, который вместе с расположенным рядом с ним островом Малый Жужмуй лежит на общем мелководье в средней части Онежского залива Белого моря.
Из семей маячников наиболее известны Башмаковы, служившие на маяке в конце XIX — начале XX веков. Сын смотрителя маяка в 1890—1902 годах Ивана Павловича Башмакова Павел Иванович, стал известным гидрографом, профессором, автором ряда научных работ, в том числе по устройству и эксплуатации маяков. Его имя носит пролив в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Двое других сыновей Ивана Павловича стали офицерами. На территории маяка имеется единственное на Севере России сохранившееся полностью кладбище маячников. На нем, в частности, похоронена старейшая служительница В. А. Агеева, прожившая на маяке 71 год!
В 2015 году на маяке был установлен небольшой светооптический аппарат марки ЭМ-200 с электролампой марки ММ 12×23 мощностью 23 вт при напряжении 12 в с электропитанием от батарей. Маяк был переведён в автоматических режим работы и в разряд светящих навигационных знаков.
В России есть замечательный маяк на Соловецких островах, сделанный в куполе действующего храма. Сначала был построен храм, а потом через какое-то время было надстроено фонарное сооружение. За ним присматривают монахи. И с точки зрения церковных служений, это несение света и такая благая работа. Соловецкий монастырь — Секиро-Вознесенский скит — Церковь Вознесения Господня. На вершине 74-метровой Секирной горы в 1861 г. была построена церковь. В двухэтажном здании без алтарных апсид расположено две церкви: внизу — Михаила Архангела и во втором этаже — церковь Вознесения.
По проекту архитектора Шахларова, здание храма, верхняя точка которого находилась на высоте 98 метров от подошвы горы, изначально предполагалось использовать в качестве маяка. Маяк до сих пор является самым высоким маяком на Белом море (верхняя точка храма находится на высоте 98 метров от уровня моря), работая в автоматическом режиме, обеспечивает дальность видимости до 10 миль.
Для содействия сохранению объектов морского наследия, сохранения и восстановления маяков, поддержки маячников, попавших в трудную жизненную ситуацию для содействия сохранению объектов морского наследия, сохранения и восстановления маяков, поддержки маячников, попавших в трудную жизненную ситуацию, 1 июля 2016 г создан Фонд поддержки маяков и маячников «Русское маячное общество».
Сейчас в нашей стране на всех 16 морях, омывающих ее берега, более 350 маяков, и в любую погоду они светят морякам и помогают выбрать верный курс к родным берегам.

«Маяки — святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав» Константин Паустовский.

Великолепная познавательнавя статья с фотографиями!

Опубликовала  пиктограмма женщиныГалу  05 фев 2017
0 комментариев

Похожие цитаты

Лет через 20 в учебниках истории будет глава «Период восстановления народного хозяйства после Сочинской олимпиады 2014−2024».))

Опубликовала  пиктограмма женщиныХУЛИганка Я  27 янв 2014

Самый ГЛАВНЫЙ предмет в школе… ДОЛЖЕН быть -ИСТОРИЯ…Когда историю… НЕ УЧАТ… получается МАЙДАН!!!

Опубликовала  пиктограмма женщиныХУЛИганка Я  06 апр 2014

Во Второй мировой войне, когда все страны потеряли десятки тысяч своего еврейского населения, Дания потеряла десять человек! Это стало возможно благодаря датскому духу. Когда фашисты издали приказ, что все евреи Дании обязаны носить нашитую на одежду шестиконечную звезду Давида, все датчане как один нашили себе на одежду этот знак, и члены королевской семьи — в первую очередь.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлександр Меркулов  27 окт 2016