Самый желанный свет для моряка - огонь родного маяка.
Подобно добрым духам маяки годами и веками из ночи в ночь оберегают проходящие мимо корабли, указывая им верный путь в непроглядной тьме.
Самый желанный свет для моряка — огонь родного маяка.
Маяки стоят на пересечениях морских путей и на протяжении многих столетий собирают благодарственные слова и мысли в свой адрес. Сотни кораблей с тысячами моряков на борту проходят и благодарят за световое напутствие, за гудки в тумане, просто благодарят за то, что прошли сотни миль и благополучно вернулись в родной порт.
Маяки строились с древнейших времён. Самым известным маяком в истории является одно из чудес света на острове Фарос — Александрийский маяк, построенный в III веке до н. э. Высота Александрийского маяка, по разным оценкам, составляла от 120 до 140 метров. В течение многих столетий он был самым высоким сооружением на Земле.
8 июля 1807 года по указу Александра I все маяки России были переведены из частного владения в подчинение морского ведомства. Делалось это для обеспечения надлежащего надзора за состоянием маяков и, следовательно, безопасности мореплавания.
С 1997 года 8 июня стало профессиональным праздником маячников России.
Маяки классифицируют на три группы: «ад» — маяки в открытом море, «чистилище» — острова, «рай» — континент.
Практически все маяки в нашей стране находятся в ведении Министерства Обороны и гидрографии, поэтому просто так на маяк зачастую попасть невозможно. За рубежом это намного проще, потому что существуют маяки, которые являются объектами культурного наследия, и есть организации, которые обеспечивают путешествия, помогают с тем, чтобы попасть на маяк, даже пожить на маяке.
С маячным хозяйством в России всегда было тяжело, еще с петровских времен.
Территория огромная и покрыть навигационными сооружениями всегда было непросто. Большое количество труднодоступных мест. Первый серьезный всплеск маячного строительства был при Петре. Потом после Петра был спад, потому что не так много было у нас монархов, которые интересовались флотом и этим хозяйством. Поэтому фактически маяки всегда финансировали по остаточному признаку.
Есть такая группа людей, которую называют «маячники».
Маячники — это люди, которые живут и работают на маяке. Их быт достаточно суров. Сейчас у нас век автоматизации, поэтому некоторые маяки работают полностью в автоматическом режиме. Есть страны, в которых маячников на маяках как таковых нет, это: Япония, Великобритания. В России такая профессия еще есть.
В одиночку на маяках жить тяжело, поэтому больше всего и дольше всего на маяках живут семьи. Существует понятие «маячная династия».
Самый западный маяк России-Маяк Балтийский.
Установлен у самого берега косы, отделяющей Гданьский залив от бухты Приморская, в юго-восточной части Балтийского моря, обеспечивает безопасный подход к порту Балтийск.
В 1955 году для обслуживающего персонала выстроили восьмиквартирный дом, для хранения имущества и горюче-смазочных материалов — склады. На оконечности северного мола установили наутофон и смонтировали радиомаяк для производства радиодевиационных работ. Служащие Балтийского маяка обслуживают не только сам маяк, но и контролируют работу всего светящего навигационного ограждения порта Балтийск, основных и дополнительных навигационных огней аванпорта. Более 20 лет проработал на маяке Петр Никитович Белик. Под его руководством коллектив неоднократно признавался лучшим на Балтийском флоте. В настоящее время маяк светит белым затмевающимся огнем на расстояние 16 миль. Вместе с Передним Балтийским маяком, представляющим собой белый ромб и белую трапецию с черной вертикальной полосой на ажурной четырехгранной башне, он обозначает створ 302,1—122,1, ведущий в морской канал порта Балтийск.
Маяк Курбатова.
Расположен на верхушке холма Курбатова на острове Шумшу-одном из Курильских островов
Фактически ближайший крупный город — Северо-Курильск.
На маяке Курбатова только дальноволновая радиостанция, по которой маячники выходят на связь. Если им нужно звонить, то они идут в ту часть острова, в которой еще есть сотовая связь. И даже несмотря на то, что там не космические расстояния между их островом и материком, существует проблема с судоходством, то есть зачастую корабли не выпускают к ним, чтобы привезти ту же провизию.
Были случаи, когда суда, которые им обычно завозили еду, не получили определенное разрешение на выход и фактически несколько месяцев стояли. Маячники находились в состоянии голода, то есть они съели все что возможно, условно говоря курили чай. Им пришлось самим добираться до берега с пограничными судами, брать провизию и возвращаться обратно. И дальше уже на снегоходах, дело было зимой, перевозить провизию на маяк.
Семья маячников Елена Барбашева и Владимир Дьячков за 6 лет титаническими усилиями без посторонней помощи, фактически за свои средства восстановила и отремонтировала маяк. Это же ведь надо настолько любить и маяк, и море, и ветер, чтобы выносить такие трудности!
По отзывам Елены с каждым годом путешественников и туристов становится все больше. Приходят пешком — переправляются с Северо-Курильска. Приходят на каяках. Приходили иркутские ребята на катамаране. Приплывали даже на надувных бананах, связанных между собой. Люди со всей России. Очень много москвичей. Правда туристов привлекает не маяк, а те военные действия, которые проходили на островах во время Курильского десанта в 1945 г.
Курильский десант прибыл с Камчатки и высаживался как раз в районе маяка. До сих пор очень много окопов, ДОТов. Маячный городок был отстроен так, что он мог очень долго держать оборону. Подступы к маяку практически со всех сторон были неприступны. Один из командиров взял главный ДОТ, после чего был взят и маяк. Фамилия командира была Курбатов, после мыс стал носить имя Курбатова и маяк тоже.
Мы привыкли любоваться прекрасными фото маяков, но смотрители-маячники практически всегда остаются для нас невидимыми, а их тяжелый труд по обеспечению безопасности мореплавания в тяжелейших условиях, как правило мало кому заметен.
Маяк Жужмуйский.
Установлен в средней части острова Большой Жужмуй, который вместе с расположенным рядом с ним островом Малый Жужмуй лежит на общем мелководье в средней части Онежского залива Белого моря.
Из семей маячников наиболее известны Башмаковы, служившие на маяке в конце XIX — начале XX веков. Сын смотрителя маяка в 1890—1902 годах Ивана Павловича Башмакова Павел Иванович, стал известным гидрографом, профессором, автором ряда научных работ, в том числе по устройству и эксплуатации маяков. Его имя носит пролив в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Двое других сыновей Ивана Павловича стали офицерами. На территории маяка имеется единственное на Севере России сохранившееся полностью кладбище маячников. На нем, в частности, похоронена старейшая служительница В. А. Агеева, прожившая на маяке 71 год!
В 2015 году на маяке был установлен небольшой светооптический аппарат марки ЭМ-200 с электролампой марки ММ 12×23 мощностью 23 вт при напряжении 12 в с электропитанием от батарей. Маяк был переведён в автоматических режим работы и в разряд светящих навигационных знаков.
В России есть замечательный маяк на Соловецких островах, сделанный в куполе действующего храма. Сначала был построен храм, а потом через какое-то время было надстроено фонарное сооружение. За ним присматривают монахи. И с точки зрения церковных служений, это несение света и такая благая работа. Соловецкий монастырь — Секиро-Вознесенский скит — Церковь Вознесения Господня. На вершине 74-метровой Секирной горы в 1861 г. была построена церковь. В двухэтажном здании без алтарных апсид расположено две церкви: внизу — Михаила Архангела и во втором этаже — церковь Вознесения.
По проекту архитектора Шахларова, здание храма, верхняя точка которого находилась на высоте 98 метров от подошвы горы, изначально предполагалось использовать в качестве маяка. Маяк до сих пор является самым высоким маяком на Белом море (верхняя точка храма находится на высоте 98 метров от уровня моря), работая в автоматическом режиме, обеспечивает дальность видимости до 10 миль.
Для содействия сохранению объектов морского наследия, сохранения и восстановления маяков, поддержки маячников, попавших в трудную жизненную ситуацию для содействия сохранению объектов морского наследия, сохранения и восстановления маяков, поддержки маячников, попавших в трудную жизненную ситуацию, 1 июля 2016 г создан Фонд поддержки маяков и маячников «Русское маячное общество».
Сейчас в нашей стране на всех 16 морях, омывающих ее берега, более 350 маяков, и в любую погоду они светят морякам и помогают выбрать верный курс к родным берегам.
«Маяки — святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав» Константин Паустовский.