Лукавый человек прекрасно играет роль героя и жертвы...
Где чины — там казнокрадство, да интриги и лукавство!
Арсен Асов
Политика — это искусство от лукавого.
Леонид Сухоруков
Каждый считает себя правым — пусть даже немножко лукаво.
Нейах
Лукавство как качество личности — склонность строить козни, интриги, хитрить, притворяться с каким-нибудь умыслом, вести себя неискренне; быть преисполненным добродушно-веселого коварства, игриво-кокетливой полуправды.
Только что закончилась Гражданская война, дефицит продовольствия, строгие предписания относительно предельных цен на продукты. Но один житель городка продает гусей по пятьсот рублей за штук и процветает. Сосед хочет последовать его примеру и помещает в газете объявление, тут же являются чекисты и конфискуют его гусей. — Дорогой сосед, — спрашивает, пострадавший от чекистов, — почему ЧК не приходит к тебе? Ты ведь продаешь своих гусей за те же пятьсот рублей. — А что ты написал в объявлении? — Я написал: продаю гусей по пятьсот рублей за штуку. — Ну, ты поступил очень глупо. Я всегда пишу так: «В воскресенье на Соборной площади потеряны пятьсот рублей. Нашедший, получает в награду гуся». И на следующий день полгорода приносят мне потерянные пятьсот рублей…
Лукавство — это полуправда с добавлением лжи, которая искажает всю правду. Лукавство — это когда недосказанность правды перемешана с ложью. Как старая кокотка прикрывает лицо вуалью, чтобы скрыть морщины, лукавство прикрывает ложь правдой. Лукавый человек говорит правду, но не всю, и добавляет немного лжи, которая оскверняет и извращает всю правду.
В народе о лукавом человеке говорят: «Весь бы прост, да привязан хвост (лисий)». Лукавство водит компанию с лицемерием, хитростью и коварством. Когда человек не договаривает всей правды, уходит от прямых вопросов, проявляет неискренность, маскируется под приветливостью, прикрывает злонамеренность показным доброжелательством, будьте осторожны — перед вами лукавство!
Глазами плачет, а сердцем смеется. Уродливое дитя лжи и обмана, лукавство может быть игривым и кокетливым, может скрываться под маской добродушно-веселого коварства, криводушия и приветливого лицемерия. Его поведение пропитано уловками, виляниями, подвохами и отговорками. Хитро сделанное лукавство всегда насмешливо и ловко.
Уху сладко, глазам падко, а съешь — гадко. Всякая ложь не от истины (1 Иоан 2:21). Лукавство — это игриво-кокетливая, утонченная ложь. По этому поводу библия говорит (пс.140:3,4): «Слова лукавые для извлечения дел греховных вместе с людьми делающими беззаконие. Ложь и обман, а, следовательно, и лукавство находятся за пределами определенных Всевышним правил для существования Человека в мире с ним».
На языке мед, а под языком лед. Лукавство чрезвычайно изобретательно на злые намерения и умыслы, когда человек, надев маску добродушия и симпатии, приводит в исполнение свой коварный умысел. Святитель Василий Великий сравнивал лукавство с полипом: «Не могу умолчать о лукавстве полипа, всякий раз принимающего цвет камня, к которому легко пристает. Поэтому многие рыбы, плавая без опасения, приближаются к полипу, как будто к камню, и делаются его добычей. Таковы нравом те, которые угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, легко приспосабливаются к тем и другим: с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержанными — невоздержны, в угоду всякому переменяют расположение. От таких людей не легко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко прикрыто личиной дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются в одеждах овчих. Избегай изворотливого и многоликого нрава, стремись к истине, искренности и простоте».
Речи, как мед, а дела, как полынь. Лукавый человек преисполнен зависти, кичливости, корысти, ненависти и клеветы. В обществе таких пороков он может проявлять исключительно низменные качества личности. Он никогда не бывает умиротворен. Его удел — вечное смятение, раздражительность, коварство и гнев.
«Лукавый одному на другого клевещет, всякому идет наперекор, принимает участие в ссорах, доводит человека до раздражения, помогает в мщении, готов на злоречие, с приятностью говорит о других худо, — пишет Ефрем Сирин. Лукавый скор на оскорбления, в многословии силен, усерден в нанесении другим ударов, первый содействует раздорам. Лукавый издевается над тем, кто любит; кто заслуживает одобрения, теми гнушается; кто показывает успехи, теми недоволен. Лукавый всегда завидует, всегда соперничает, всегда ожесточается; получив приказ, противоречит ему; выслушав повеление, извращает его; после доброго совета поступает плохо. Лукавый в псалмопении немощен, в посте расслаблен, для всякого доброго дела не имеет ни сил, ни понятливости, к духовным беседам не способен, потому что «всякое нечестие заграждает уста свои». (Пс. 106, 42).
Прост, как свинья, а лукав, как змея. В эпоху процветания двойных стандартов лукавство чувствует себя, как рыба в воде. Лукавство всегда предвзято и тенденциозно. Лукавый ум необычайно склонен искажать факты, переиначивать, преувеличивать, преуменьшать, не договаривать и напрямую фальсифицировать. Лукавство всегда право. Что бы оно ни сделало, включается могучий оправдательный механизм и черное становится белым, а белое черным.
У корысти всегда рожа бескорыстна. Лукавство редко перевоспитывается, ибо не видит, или не хочет замечать в себе недостатков. Преподобный авва Дорофей говорил: «Когда оправдание соединяется с волей — это есть совершенная смерть, великая опасность, великий страх; тогда окончательно падает несчастный. Ибо кто заставит такого верить, что другой человек лучше знает, что ему полезно? Тогда он совершенно предается своей воле, своему помыслу, и наконец враг как хочет устраивает его падение».
Михаил Юрьевич Лермонтов в «Беглеце», рассказывая о струсившем, лукавом воине, бежавшем с поля боя, значительно расширяет наше понимание лукавства:
«Мать, отвори! я странник бедный,
Я твой Гарун! твой младший сын;
Сквозь пули русские безвредно
Пришел к тебе!» «Один?» «Один!».
«А где отец и братья?» «Пали!
Пророк их смерть благословил,
И ангелы их души взяли».
«Ты отомстил?» «Не отомстил…
Но я стрелой пустился в горы,
Оставил меч в чужом краю,
Чтобы твои утешить взоры
И утереть слезу твою…»
«Молчи, молчи! гяур лукавый,
Ты умереть не мог со славой,
Так удались, живи один.
Твоим стыдом, беглец свободы,
Не омрачу я стары годы,
Ты раб и трус — и мне не сын!..»