— Это Долина Троллей. — Объявил гид, поднявшись на холм и обращаясь к участникам экспедиции. — Обратите внимание на изобилие каменных статуй причудливой формы, они словно прячутся среди валунов. Создается впечатление, что за ними ухаживают, не давая потерять вид, не давая затеряться среди разнообразия мха растущего вокруг. Знаете, за этим местом наблюдают достаточно долгое время, пытаясь разгадать истинную природу происхождения данных изваяний, понять, как они остаются целыми, не поддаваясь природной эрозии. Акхм, — прокашлявшись, мужчина, продолжил речь, — если верить легенде, то это сверхъестественные существа — тролли, что на протяжении многих веков терроризировали когда-то расположенную здесь деревню, но люди упорствовали и не желали съезжать с насиженного места. Тогда — то и появился местный герой — мальчик, что помогал пастухам следить за стадом. Он придумал, как решить проблему, проявив свою смекалку и храбрость. Пастушонок выманивал существ по одному из лесных и горных пещер на солнечный свет, используя ягнят как приманку. Ему было известно, что тролли любят нежное мясо и не упустят случая заполучить подобную добычу. Давайте спустимся вниз. Подойдите ближе, посмотрите, они совсем как настоящие.
— Вот это да! А что это за круглые камушки, там… разбросанные по всей земле?
— Это молодняк. Считается, что лишь старые тролли могут обращаться в камень, а молодые взрываются от солнечных лучей и рассыпаются галькой. Поговаривают, что они были свирепы, неуклюжи и могли менять размеры своего тела, а так же воровали детей для приготовления своих любимых блюд…
— Если тролли превращаются в камень от света, — перебил экскурсовода один из участников группы, — и жили они в пещерах, то как статуи оказались в этой долине среди валунов?
— Этого никто не знает. Одни считают, что их сюда перенесли сами селяне, в память о содеянном подвиге. Другие…
Старый тролль, закрыл рот широкой ладонью, чтобы хихиканьем не выдать своего присутствия. Уж очень его радовали люди, приходящие к этому месту в последнее время всё чаще и чаще. Они появлялись здесь в светлое время суток, говорили всегда одно и тоже, а еще доставали какие-то штуковины из которых, вспыхивая, вылетал белый яркий свет, тут же угасая, но перед этим обязательно звучал неприятный щелчок. Вспомнив этот звук, невольно поморщился.
Подбежав вприпрыжку к одному из проходов, он скатился кубарем вниз по узкому тоннелю, прямиком к двери, что закрывала вход в главную пещеру. Шустро вскочив на ноги, отряхнулся, не скрывая уже свой хриплый громкий смех.
Между небольших самодельных колонн стояла статуя молодого человека. Тролль подошел к ней и положил ладонь на каменное плечо, слегка его сжимая. Напоминания тугими веревками стянули сердце. Тяжело вздыхая, произнёс, обращаясь к другу с заметной дрожью, не в силах сдержать накатывающие на глаза капельки:
— Жаль, ты этого не видишь.
Он стоял, не двигаясь, отстранёно уставившись в темноту. Скорбь постепенно окутывала тело душным облаком, и едва заметная толика магии, что являлась частью сути сказочного создания, стала отматывать ход истории назад, в далёкое прошлое. Воспоминания стали не просто яркими, а живыми и настоящими, казалось их можно коснуться.
За давно минувшими днями наблюдал печальный взгляд, не в силах оставить прошлое в прошлом.
— Ну как тебе? Похож? — Спросил троллёнок, подзывая к себе мальчика.
— Похож. У тебя явный талант, — ответил пастушонок, осматривая статую со всех сторон, представляя себе выражение морды того тролля который увидит себя запечатлённым в камне.
— Что есть, то есть.
— Интересно, как это воспримут селяне?
— Думаю, решат, что в окрестностях появился герой. Я бы на твоем месте не упустил этот случай.
— Ну не знаю. А какая реакция будет у людей спустя века? — Спросил собеседник, поднимая с земли очередной камушек и пытаясь сточить его о валун. Он не особо старался, зная, что друг по своей привычке закруглит каждый камешек, как только закончит с основным делом.
— Ну, спустя века и узнаем.
— Ты забыл, люди так долго не живут.
— Даа… забыл…- виновато протянул троллёнок, почесывая себе затылок долотом. — А давай я и тебя увековечу?
— Как это, по-твоему, будет выглядеть: человек среди троллей?
— Допустим я тебя укусил и заразил окаменением или может магию какую применил. Тогда сможешь остаться жить с нами.
— Ты умеешь колдовать?
— Все тролли умеют колдовать.
Дети весело расхохотались. Ребёнок отбросил гальку в сторону и сел на камень, отряхивая ладони. Подтащив к себе узелок, положил его на колени. Развязав, достал оттуда хлеб, овощи и жареную рыбу. Поделив еду пополам, подал часть другу.
— А все же почему вы не любите солнечный свет?
— Как это не любим? Любим, конечно. Просто днём людей много бродит, даже там где их вроде не должно быть, из-за этого частенько пользуемся силами забвения или сна. Да и пугливые они, подойти не успеешь, как начинают вилами тыкать или серпом махать, или того хуже: орать во всё горло, что потом уши неделю лечить приходится. Нам ведь только ночь остается для веселий и прочих дел, правда вещи сушить неудобно, но это мелочи. Костер есть и то уже хорошо, да и свежий воздух в радость, куда лучше того, что в пещерах. Под звёздами своя атмосфера.
— Я и подумать не мог, что вы… — мальчик задумался, пытаясь подобрать нужные слова.
— Не такие, как вам рассказывают?
— Да. Вот я рад, что подружился с тобою. И за другими наблюдать интересно, вы необычные. Вроде бы сказочные, а вроде бы и настоящие.
— Разве сказка не может быть настоящей?
— Не думал об этом, наверное, может, ведь ты же есть.
— И все же давай твою статую сделаю?
— Зачем это? — Улыбнулся пастушонок.
— На память… ведь люди долго не живут, — печально выдохнул троллёнок, уже не так охотно пожевывая кусок рыбы.