Прошлое вместо будущего
Интересно, как долго на Новый Год будут показывать Дискотеку 80-х? Это было миленько в 2004-м, ну, в 2010-м. Но сейчас уже 2017-й. Каждый год заводные девчата пенсионного возраста поют песни 30-летней давности.
Посмотрите на новогоднюю телепрограмму 1983 года — 99 процентов фильмов оказались новыми на момент создания программы. Вы можете удивиться, но в 1980-ые гг. никто не смотрел «Иронию судьбы». В 1983 году были очередные кумиры, а культовой сия картина стала уже в 1990-х, когда стало понятно — ничего нового и при этом сносного уже не снимут. Сейчас весьма неплохо «продаётся» ностальгия — всевозможные Дискотеки Ретро-ФМ, документальные программы о том, где и зачем снималось народное кино, откровения престарелых звёзд, как их зажимали чинуши с Гостелерадио, выставки из серии «Сделано в СССР», «Мода за железным занавесом», или вот ещё — «Московская Оттепель 1953−1968».
На всех каналах — сериалы про всё ту же Оттепель. Фильмы, где главный герой — приёмник «Фестиваль». А тут же радость узнавания: «Всё тот же сон! Всё тот же ‘слон'!». Кстати, о рекламе… Авторы зазывающих роликов и слоганов всё чаще и чаще используют мотивы славного прошлого — майонез такой же, как в детстве или, скажем, мороженое-пломбир «за 48 копеек» с тем самым вкусом. То есть идёт сознательное обращение к прошлому, как к некоему Золотому Веку. Не умея, да и не желая, наверное, создавать ничего принципиально нового и при этом — душевного, волнующего (а не эпатажного!), многие современные деятели пытаются прокатиться за счёт знакового, популярного кино. Чего стоит «вторичный кинопродукт», созданный либо как продолжение сюжетов культовых картин, либо в качестве ремиксов, когда все перипетии автоматически переносятся в наши дни.
Не хочется делать и этого? Так можно раскрасить классические комедии с Любовью Орловой или, скажем, барочно-сталинскую «Золушку», превращая полутона — в ярчайшую поп-артовскую мазню. Мол, не могу ничего сотворить, так приделаю руки-крюки Венере Милосской. Или подновлю красочкой всех этих мамонтов из пещеры Ляско. Попытавшись приблизить к современному зрителю «Семнадцать мгновений весны», авторы раскраски потерпели позорное фиаско, но каков был замах! Что ж? Люди до сих пор с удовольствием поют старые советские песни, хотя бы потому, что их… можно петь. Телевидение откликается на запросы населения. Это началось ещё в 1990-е годы, когда предприимчивые деятели масс-медиа создали цикл новогодних программ под общим названием «Старые песни о главном». Однако с тех пор, как 31 января (аккурат после «Иронии судьбы») стали запускать праздничные Огоньки с новыми песнями ни о чём, зрители предпочитают вообще не включать новогоднее ТВ.
…Но страшно вовсе не это. Самый кошмар заключается в том, что на Новый Год принято (вроде как!) показывать Будущее. А сейчас — Прошлое. Прошлое и Будущее как бы поменялись местами. А человек постоянно оглядывается назад. Он ностальгирует не по самой дискотеке 80-х, и даже не по времени, когда вот эта песня была новой, а вот эта певица — молодой. Он ностальгирует по времени, когда у него было Будущее…