Если исчезновения простых людей часто становятся просто статистикой, то пропажа знаменитостей остается в истории. Изобретатели, дети магнатов, политики и лётчики - пропадали, порождая своим исчезновением шлейф версий и догадок.
Знаменитости, которые пропали без вести
Руаль Амундсен
Легендарный норвежский полярный исследователь, первым покоривший Южный полюс, первый человек, побывавший на обоих полюсах Земли, «Наполеон полярных стран», Руаль Амундсен в интервью 7 июня 1928 года сказал про высокие широты: «Там я хотел бы умереть, только пусть смерть придёт ко мне по-рыцарски, настигнет меня при выполнении великой миссии, быстро и без мучений».
За день до этого в усадьбе Амундсена умер его друг и компаньон по антрактическим экспедициям Сверре Хассель. Такой смерти Амундсен себе не хотел. Вероятно, именно из-за жажды риска Амундсен и согласился участвовать в экспедиции по спасению своего давнего неприятеля Нобеле, дирижабль которого потерпел крушение над дрейфующими льдами.
Поисковую экспедицию решено было провести на гидроплане «Латам». В 16 часов 18 июня 1928 года он вылетел из норвежского Тромсё, но уже через несколько часов радиосвязь с самолётом оборвалась.
После исчезновения полярника стали появляться разные версии произошедшего — от аварии по техническим причинам до самых невероятных. Норвежский авиатор Рисер-Ларсен в своих мемуарах рассказывал про некоего кочегара, который уверял, что он общался с Амундсеном во время сеанса телепатии.
В августе 1928 года был найден поплавок гидросамолёта, в октябре — был обнаружен бензобак, опознанный как бензобак от «Латама». Куда исчез Руаль Амундсен и его четыре компаньона до сих пор неизвестно. Последняя экспедиция по поиску полярника проводились в 2009 году, но ни к чему не привели.
Майкл Рокфеллер
Майкл не был «золотым мальчиком» своего отца — богатейшего гражданина Америки Нельсона Рокфеллера. Он отучился в университете, отслужил в армии — всё, как у людей. А потом, пока его отец был занят политикой (в то время он был губернатором Нью-Йорка), поехал в экспедицию в Новую Гвинею.
Место, надо сказать, весьма экзотическое — потомки миллиардеров сюда добираются нечасто. Майкла в племенах встречали с расположением, охотно меняли свои ритуальные и бытовые артефакты на блестящие погремушки, привезённые им.
Но брать однотипные образцы Майкл, понятно, не хотел. Он хотел самого редкого, а потому лучшего и дорогого. Те ценные артефакты, о которых мечтал Рокфеллер-младший, были в затерянном племени астматов…
Перед тем, как отправиться в свой последний путь Майкл Рокфеллер даже зашёл к шаману. Тот сказал ему, что видит маску смерти на его лице. Достоверно неизвестно, что подумал Майкл, но, наверное, что-то вроде «я иду в племя людоедов — у них культ смерти — их маски станут моими».
Мрачным предзнаменованием служило и негодование местных жителей по поводу перегруженности катамарана. Они предупреждали Майкла о возможной беде. Майкл не внял — и отправился в плаванье.
Закончилось оно почти фатально. Плот перевернулся, и люди едва добрались до берега. Места эти также славились своими крокодилами-людоедами, поэтому соратникам Майкла ещё повезло. Сам же Рокфеллер исчез.
До сих пор точно не установлено, что произошло с Майклом Рокфеллером. Многие склонялись к тому, что утонуть в реке или подвергнуться нападению крокодилов он не мог. По самой распространённой версии, Рокфеллер был убит и съеден асматами. По словам христианского миссионера Яна Смита, чья миссия находилась невдалеке от поселения асматов, он видел, что аборигены несли одежду пропавшего исследователя, более того — они показывали ему кости, которые могли принадлежать Майклу. Вскоре Смит трагически погиб, и более подробно выяснить это не удалось. Другой миссионер утверждал, что аборигены также рассказывали ему об убитом и съеденном юноше, чей череп с «железными глазами» (вероятно, очками, которые всегда носил Рокфеллер) хранился у шамана племени, но никаких подтверждений этому не нашлось. Также распространена версия о том, что Рокфеллер был убит асматами, испугавшимися, что он — морское чудовище, вышедшее из воды. По их поверьям, чудовища имели человеческий облик и белый цвет кожи
Рауль Валленберг
Этот человек в 2012 году был посмертно награждён золотой медалью Конгресса США и является почётным гражданином Австралии, США, Венгрии, Канады и Израиля. Такой почёт шведский дипломат Рауль Валленберг заслужил тем, что спас десятки тысяч венгерских евреев от отправки в лагерь. Последний раз его видели в Будапеште 18 января 1945 года вместе со своим шофёром. Уже позднее появились свидетельства, что дипломата видели в Лефортовской тюрьме другие иностранные пленные, а после распада СССР новое руководство фактически подтвердило, что Рауль Валленберг находился в Советском Союзе в качестве арестанта. Правда, как в конечном итоге сложилась судьба дипломата, так и осталось загадкой. След Валленберга теряется в 1947 году, когда он находился в одной из тюрем.
По версии, описанной в мемуарах генерала КГБ Судоплатова, Валленберга арестовали по личному приказу Булганина, а в 1947 году убили по указанию Молотова. По мнению генерала, Раулю Валленбергу ввели смертельную инъекцию, а его тело было сожжено в крематории Донского монастыря.
Существует и версия, что Валленберг до сих пор жив. Бывшие узники Озерлага поляки Цихоцкий и Ковальский утверждали, что общались с Валленбергом на одном из пересыльных пунктов. По другим свидетельствам, его видели также в других лагерях и Владимирском централе. Поляки также утверждали, что он был жив и в октябре 1959 года.
После исчезновения Валленберга Швеция делала несколько запросов о его местонахождении, но советская сторона сообщала, что подобной информацией не располагает. А в августе 1947 года А. Я. Вышинский официально заявил, что Валленберга в СССР нет и советским властям о нём ничего не известно. Но в феврале 1957 года советская сторона признала, что Валленберг был арестован и вывезен в Москву, где умер от инфаркта 17 июля 1947 года.
В архиве МИД России была обнаружена записка А. Я. Вышинского (312-В от 14 мая 1947 года) В. М. Молотову, в которой высказывается такое соображение: «Поскольку дело Валленберга до настоящего времени продолжает оставаться без движения, я прошу Вас обязать тов. Абакумова представить справку по существу дела и предложения о его ликвидации». 18 мая 1947 года В. М. Молотов на этом документе написал резолюцию: «Тов. Абакумову. Прошу доложить мне». 7 июля 1947 года А. Я. Вышинский направил В. С. Абакумову письмо, в котором просил дать ответ для подготовки реакции на очередное обращение шведской стороны. В журналах регистрации документов секретариатов МГБ СССР и МИД СССР зарегистрировано письмо Абакумова на имя Молотова от 17 июля 1947 года, однако оно не обнаружено в архивах.
Кроме того, члены шведской комиссии, приезжавшие в Москву в 2000 году по делу Валленберга, не исключали, что он может быть жив.
Джимми Хоффа
Джимми Хоффа был олицетворением того, какими обычно показывают в американских фильмах профсоюзных боссов. Он выбился в люди с самого низа социальной лестницы и в 1952 году стал лидером профсоюза грузового транспорта.
К 1957 году коррупция в его ведомстве достигла такого уровня, что Сенат США учредил специальный комитет во главе с сенатором Джоном Макклелланом, однако «прищучить» Хоффу удалось только в 1964 году. Он бы осуждён на 8 лет за попытку подкупа члена Большого жюри, в тот же год он получил ещё 5 лет за мошенничество со средствами пенсионного фонда. Однако из 13 лет Хоффа отсидел только пять — в 1971 году Никсон своей властью сократил срок Хоффу до отбытого.
Хоффа вышел, ему дали серьёзную пенсию в два миллиона долларов, но запретили заниматься профсоюзной деятельностью.
Тогда Хоффа решил начать с того, откуда шёл, и задумал вернуться в детройтскую организацию. Однако осуществить свой замысел он не успел. 30 апреля 1975 года Джимми Хоффа бесследно исчез. Последний раз его видели на ресторанной парковке в пригороде Детройта Блумфилд-Тауншип около трёх часов пополудни. До этого он позвонил из автомата жене и сказал, что его «кинули». На стоянке нашли открытую машину Хоффы, но от него и след простыл. Исчезновение Хоффы до сих пор считается в США «притчей во языцех», историю обыгрывают в фильмах и сериалах.
Сигизмунд Леваневский
В 1937 году на совещании у Сталина лётчик-герой Сигизмунд Леваневский встал и сказал: «Товарищ Сталин, я хочу сделать заявление». «Заявление?» — спросил Сталин. «Я хочу официально заявить, что не верю Туполеву, считаю его вредителем. Убеждён, что он сознательно делает вредительские самолёты, которые отказывают в самый ответственный момент. На туполевских машинах я больше летать не буду!». Туполев сидел напротив. Ему стало плохо.
Эта сцена, описанная в воспоминаниях другого летчика-героя — Байдукова, поставила намеченный трансарктический перелёт под угрозу срыва.
Лететь решили на экспериментальном самолете ДБ-1. На следующий день после старта Леваневский по рации сообщил об отказе правого двигателя и плохих метеоусловиях. Больше на радиосвязь он не вышел. И больше ни его, ни самолёт никто не видел.
Существуют разные версии произошедшего, но ни одна их них не нашла пока подтверждения. Район поисков самолёта растянут от Якутии до Аляски. В прошлом году экспедиция РГО нашла обломки неизвестного самолета на Ямале, однако официального подтверждения того, что это был самолёт именно Леваневского пока нет
Владимир Александров
Владимир Александров был талантливым человеком — в науке и в жизни. Он говорил на английском языке с любимым американцами техасским акцентом и был душой компании. В заграничных командировках он жил не в гостиницах, а у своих иностранных друзей. Его ценили за необыкновенную харизму и открытость.
Александров был теоретиком «ядерной зимы». В 1983 году он с группой учёных представил доклад, на котором убедительно доказал, что даже применение 30% существующих на тот момент ядерных вооружений поставит жизнь на Земле под угрозу, а планета не сможет вернуться к своему прежнему состоянию.
В 1985 году Владимир Александров принимал участие в конференции в Испании. Перед возвращением в Москву он решил прогуляться, вышел из отеля и исчез. Больше его никто не видел. Главная версия исчезновения — физик был похищен спецслужбами.
Луи Лепренс
Все мы знаем, что первый фильм был снят братьями Люмьер, но это не так. Первым фильмом, правда, с хронометражем чуть более двух секунд снял в Лондоне французский изобретатель Луи Лепренс. Фильм назвался «Сцена в саду Раундхэй». Он вышел за семь лет (!) до официального рождения кинематографа.
Луи Лепренс видел своим главным конкурентом на приоритет изобретений американца Томаса Эдисона. И если Лепренс был вынужден влезать в долги для дальнейшей работы, то на Эдисона кредиты сыпались как конфетти. Однако, Лепренс Эдисона обогнал.
Перед своим исчезновением француз ездил в Америку, где планировал найти финансирование и, очевидно, нашёл. Сразу по возвращении из Штатов он отправился к родственникам в Дюжен, а оттуда планировал поехать в Париж, пересесть на поезд до Лондона и запатентовать своё изобретение. В Дюжене он сел на парижский поезд и… исчез.
Версии исчезновения, как водится, приводят разные: от заговора конкурентов (вместе с Лепренсом пропало и его оборудование) до того, что Лепренс устроил мистификацию своего исчезновения, так как разработки его зашли в тупик, а платить по долгам было нужно.
Эта история была бы неполной без ещё одного интересного факта. В 1902 году Альфонс, старший сын Лепреса, прибыл в Нью-Йорк для встречи с Эдисоном. На следующий день он был застрелен в номере отеля. Дверь номера была заперта изнутри, но оружия рядом с телом не нашли.
Рудольф Дизель
Рудольф Дизель дал человечеству дизель, совершив тем самым значительный рывок в деле развития промышленного производства и транспорта.
Многочисленные патентные процессы подорвали здоровье Рудольфа Дизеля. Он лечился в санатории Нойвиттельсбах (Мюнхен). Кроме того финансовое состояние его дел было неудовлетворительным — Дизель не был хорошим бизнесменом. Финансовый кризис 1913 года окончательно разорил изобретателя Рудольфа Дизеля, но у него по-прежнему были надежды на благополучный исход. 29 сентября 1913 года он сел в Антверпене на пароход «Дрезден» и отправился в Лондон — открывать свой новый завод. Больше Рудольфа Дизеля никто не видел.
Версий исчезновения несколько. По одной — Рудольф Дизель упал с корабля во время сердечного приступа. На следующий день бельгийские рыбаки выловили в море тело хорошо одетого мужчины. Из-за начавшейся бури они не смогли доставить утопленника в порт, и сбросили тело в море, предварительно сняв с него перстни. Сын Рудольфа Дизеля опознал кольца как принадлежащие его отцу. Выдвигались версии о самоубийстве или убийстве Дизеля. В конце первой мировой войны один немецкий военнопленный заявил, что это он по заданию немецкой разведки сбросил Р. Дизеля в море, чтобы помешать его переговорам с Британским адмиралтейством. Однако однозначного признания того, что выловленный бельгийскими рыбаками утопленник был Дизелем нету до сих пор.
На это есть несколько причин. Во-первых, семье Дизеля как-то удалось наладить финансовый вопрос. Якобы, они продали патенты исчезнувшего главы семьи. Однако будь все так ладно с патентами, почему сам Дизель не продал их, чтобы спасти семью от голода? Дизельный двигатель уже не был «чудом века». Его умело копировали и знали его устройство.
Во-вторых, по делу исчезновения опрашивалось масса свидетелей, но компетентных из них только три: два друга Дизеля и стюард. Все они едины в своих показаниях, но друзья Рудольфа могли просто следовать заранее заготовленной легенде, а стюард был просто подкуплен.
В ночь перед исчезновением Рудольф Дизель закрылся в своей каюте, закончил приготовления ко сну (разложил пижаму и повесил у кровати заведённые часы). Его шляпу и плащ нашли на палубе.
Показательно и то, что в списках пассажиров парохода фамилии Дизеля не было, а из обнаруженных на корабле «вещей Рудольфа Дизеля» нет ни одного предмета, который бы принадлежал ему со 100% достоверностью. Ни бумажника, ни паспорта, ни записной книжки, ни чертежей.
Всё словно говорит о том, что на корабль изобретатель и не заходил, а все свидетели, включая детей Дизеля, могли быть заинтересованы в сокрытии правды.
Антуан де Сент-Экзюпери
Погиб 31 июля 1944 года, в это время шли военные действия и имеются свидетельства от 2008 года 86-летнего бывшего немецкого летчика-ветерана, что это он сбил самолет, пилотируемый Антуаном. Но так ли это, неизвестно, так как журналы Люфтваффе не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолётах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. По его словам, он не знал кто был пилотом сбитого им самолета, узнал об этом позже и признался, что был поклонником творчества Сент-Экзюпери, поэтому ни за что не стал бы стрелять по нему, зная, что за штурвалом находится Антуан. Обломки самолёта были найдены в море вблизи Марселя на глубине 70 метров в 2000 году, но подняты фрагменты самолёта были только в 2003-м. Учёные по американским военным архивам сопоставили серийный номер самолёта, фрагменты которого были подняты со дна моря, и выяснили, что именно этот номер 2734-L соответствует самолёту, который пилотировал Экзюпери. Останков пилота обнаружено не было, но это и неудивительно, ведь столько лет прошло. Сейчас обломки самолёта находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.
Гленн Миллер
Имя Гленна Миллера стало олицетворением джаза для нескольких поколений. В Советском Союзе это было связано с появлением на экранах кинотеатров фильма «Серенада Солнечной долины». Это был первый прорыв американского джаза в наше общество.
После вступления США в войну с Японией (декабрь 1941) Гленн Миллер решил записаться добровольцем во флот, но его прошение было отклонено. Тогда он написал в августе 1942 года письмо в министерство обороны, предлагая создать армейский оркестр для работы в войсках.
Предложение Миллера было принято и 27 сентября 1942 года его оркестр дал свой последний концерт в Пассейке, штат Нью-Джерси.
Гленн Миллер распустил свой знаменитый бэнд, а в июне 1943 его Армейский оркестр военно-воздушных сил (Glenn Miller Army Air Force Band) в составе 45 музыкантов стал реальностью. В июле того же года военный оркестр во главе с капитаном (впоследствии майором) Миллером был переправлен в Лондон, где размещался штаб американских вооружённых сил в Европе. В Англии в течение последующих пяти с половиной месяцев биг-бэнд американских ВВС выступал на военных базах союзников и играл на радио Би-би-си.
Война близилась к концу, союзники освободили Париж. Планировалась переброска оркестра Миллера на континент. Майор Гленн Миллер должен был вылететь в Париж, чтобы подготовить там условия для предстоящего рождественского выступления своего оркестра в зале «Олимпия». 15 декабря 1944 года он вылетел во Францию на небольшом одномоторном самолёте «Норсман С-64» с авиабазы «Твинвуд Фарм». Самолёт, в котором он летел, так и не достиг Франции, его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Ни тело Миллера, ни остатки его самолёта не были найдены.
Впервые достоверная информация о гибели Глена Миллера появилась в апреле 1999 года, когда на лондонском аукционе «Сотбис» был продан бортовой журнал военных лет одного из бомбардировщиков британских ВВС. Его второй пилот Фред Шоу поведал тогда журналистам, что самолёт, на котором Гленн Миллер летел во Францию, стал жертвой бомб, сброшенных в Ла-Манш его эскадрильей.