Часто встречаю мам, которые путают вседозволенность с воспитанием свободы в ребенке. Сегодня мой 14-летний сын в трамвае был атакован чужим ребенком 5 лет, облюбовавшим наш рюкзак в качестве футбольного мяча. У нас семья многодетная и он приучен к общению с детьми в разном настроении, но также знает и аксиому, что влиять на поведения малыша в общественном месте должна мама. Чужие люди могут встревать в процесс воспитания только в случаях, когда поведение малыша уже угрожает либо его безопасности, либо безопасности окружающих людей. и вещей.
«Простите -подчеркнуто вежливо сказал мой сын. - Ваш ребенок слишком активно стучит по моему рюкзаку. Не могли бы Вы переключить его внимание на что-нибудь другое?».
«Ну это же ребенок! Что с него взять?» — ответила мама.
Легкая пауза. Затем ответ: «Мне очень жаль, но, по-моему, Вы заблуждаетесь! Это не жеребенок, это дитя человеческой особи… Но если Вы считаете, что это жеребенок, тогда понятно, почему он столько лягается! ».
Трамвай «грохнул». Покрасневшая мама вышла на следующей остановке. Браво! Элегантно и с достоинством!
Почему так происходит? Почему из лучших побуждений родители своим воспитанием наносят вред своему ребенку?
В середине 20-го века в Советской стране у ребенка были вполне своеобразные права: с одной стороны, он был в дневное время полностью предоставлен себе, гоняя по дворам, голубятням и просто гуляя по городу, с другой, советскому ребенку, особенно пионеру, необходимо было вести себя идеально в присутствии взрослых. Нельзя бегать, прыгать, громко смеяться. Вспомните любой советский фильм времен 60-х, ребенка мог отчитать любой взрослый. Более того, считалось хорошим тоном если мать прилюдно делала замечания ребенку. Таким образом она демонстрировала окружающим свою воспитательную функцию. То есть существовало правило. Причесанный с руками по швам ребенок перед взрослым и оголтелый сорванец, когда никто не видит.
Прошли годы. Маятник качнулся в другую сторону. В 90-ые родителей накрыла волна детской вседозволенности. Стало модным растить раскрепощенных детей. Фраза «у тебя комплексы» стала чем-то вроде обидного издевательства. Родители пытаются растить детей без каких-либо ограничений, спутав воедино наставления Б. Спока, Никитиных, пресловутую систему японского воспитания и т. д. Что стоит за этими словами и методиками мало кто в состоянии членораздельно объяснить, но хорошим тоном стало говорить: «мой двухлетний сын занимается по методике Монтессори с 9 до 12, затем обед и сон под классическую музыку, затем спортивные занятия и английский». Дорогие мамы! У вас малыш с трудом переваривает ту нагрузку, которую Вы навалили на него! Почуяв свободу, он дает выход всей детской неуемности, которая имеет право на существование. Детская пружина требует активности, требует апробации этого мира. Что можно и что нельзя. Если так проскакать на ножке- это можно или нет? А если кашу размазать по столу — это вкуснее или нет? А когда игрушки лежат на полу — это быстрее играть или тоже нет? И эти вопросы для него сейчас главное. Малыш выстраивает свои стенки системы собственного мироздания. Рождаясь, он совсем не знает, «что», «где», «зачем», «как» и всему этому учится постепенно. Он определяет многие «можно», «нужно» и «нельзя». И это «можно» и «нужно» важно столь же сильно, как и «нельзя». «Нельзя» и есть тот ограничитель, опираясь на который развиваются остальные части сознания ребенка. Чем тверже «нельзя» — тем прочнее система. Их не должно быть так много, чтобы задавить крохотное существо и сломить личность, но их должно быть достаточно, чтобы дать опору в развитии.
Часто сталкиваюсь с тем, что на тренингах по воспитанию детей работающей мамой, я на вопрос: «а чего Вы хотите для своего ребенка?» слышу ответы: «чтобы учился на пятерки», «чтобы был богатым», «чтобы девочки любили». Следующий вопрос: «а зачем это Вашему ребенку?». В ответ тишина. Ребенку нужны не атрибуты внешнего мира, ему нужно ощущение счастья, творчества, свободы, уверенности и т. д., но не пятерки! А уверенность напрямую зависит от того, что он понимает о себе и о мире. Если мама все разрешает, а это вызывает негативную реакцию и даже агрессию у окружающего мира, то уверенность слабеет. Она раз за разом будет истончаться и требовать компенсации. А как уж это произойдет: за счет ли доминирования над слабыми, за счет ощущения власти или как еще, зависит от череды опыта.
Любите своих детей! Они у Вас прекрасные и замечательные!