Место для рекламы

Четыре типа отношения к жизни

Нашел у замечательного психолога Геннадия Малейчука чудесное перечисление типов отношения к жизни. Изложу чуть более развернуто своими словами.

Что бы ни происходило с нами в жизни, у нас есть четыре варианта того, как реагировать на то, что происходит.

1. Менять. Если не знаешь, как менять — учишься этому.

2. Принимать. Если не можешь/не хочешь изменить или же это вообще невозможно (а так бывает значительно чаще, чем хочется) — то приходится принимать. Одной из форм принятия является смирение — состояние, наступающее после безуспешных попыток что-то менять (до того, как мы что-то попытались сделать, смирение наступить не может). Замечательную формулу принятия своих ошибок нашел сегодня в интернете: вместо «я ошибся» скажите лучше «надо же, как интересно получилось…». О принятии реальности я немного писал здесь и здесь.

3. Раздражаться (бессильная злость без попыток что-то изменить или смириться). Когда нас что-то повсюду раздражает — это от бессилия изменить что-то в конкретной сфере жизни, на которую, похоже, даже смотреть не хочется, вот и переносим раздражение на другие, более безопасные объекты. В общем, это активно-агрессивный способ бездействия.

4. Ныть/жаловаться (превращаться в жертву, которая надеется, что найдется кто-то, кто вытащит тебя из болота). Это пассивно-агрессивный способ бездействия

А как же просить о помощи кого-то, если не можешь изменять сам? Просьба о помощи может быть частью стратегии изменения жизненных обстоятельств, а может быть частью принятия собственного бессилия. При нытье о помощи не просят, ее или требуют как должную, или же ждут, когда предложат сами. В раздражении человек попросить о помощи и принять ее не может.

Зрелыми стратегиями отношения являются изменение и принятие. Раздражение и жалобы — из «пограничного» арсенала. В общем, и то, и другое мы можем использовать, вопрос только в том, что преобладает.

Опубликовала    21 янв 2017
14 комментариев

Похожие цитаты

И сотворили школу так, как повелел дьявол.
Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Он не может сидеть без движения, поэтому его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам исследовать и искать знания, но ему дали их в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

Опубликовала  пиктограмма женщиныМарена  10 фев 2016

Почти месяц в швейцарской школе, и я не успеваю записывать то, что меня поражает. Поделюсь, потому что пусть самые самые продвинутые мамы, папы и учителя заберут лучшее в свои дома, школы и курсы.

1. Уроки идут блоками по полтора часа. Между ними двадцать минут отдых, во время которого дети ВСЕГДА на улице. Да, мне все понятно про разницу в погоде, но здесь так построена школа, что дети выходят из класса на воздух под такой навес. Такая терраса у каждого класса. (Ну, а вдруг вы будете строить с…

Опубликовала  пиктограмма женщиныМарена  27 ноя 2016

Дети нас не слышат.
Дети на нас смотрят.

Задумайтесь…

Опубликовала  пиктограмма женщиныМарена  22 дек 2016