Наверное, такими вопросами задавались многие из нас. В самом деле: почему не какое-то другое дерево, а именно ель используется в России и многих других странах в качестве главного Новогоднего и Рождественского древа? И с каких пор у нас появился Дед Мороз, да еще в компании с красавицей Снегурочкой?
Думаю, далеко не все знают точные ответы на эти вопросы, как до недавнего времени и я. Вернее, до сегодняшнего дня. А как захотел узнать, просто полез в интернет — он же все знает! И вот что там «нарыл».
Так почему — ёлка?
Существует множество версий по поводу этого вопроса, в том числе и самых абсурдных. Но самым верным способом для раскрытия этой тайны является погружение в историю. Наверное, никто не будет спорить со мной (а вернее — с интернетом) по поводу того, что многие новшества и даже некоторые праздники приходят и приходили к нам из Европы. И елка как символ празднования Рождества и Нового года пришла к нам оттуда, а именно с территории нынешней Германии.
В далекие времена, когда население Земли жило общинами и племенами, местные жители поклонялись этому священному для них дереву. Оно было символом благополучия, вечной молодости и защиты жилища от злых духов. Сначала древние люди искали самую большую елку (в конце года), а затем украшали ее различными предметами, в основном едой. Это могли быть яйца, яблоки или орехи. Сделанные своими руками игрушки также красовались на дереве. Все это считалось своеобразным обрядом, который способен привлечь силу добрых духов.
Кстати, в Египте еще во времена фараонов было принято наряжать деревья к Новому год, ёлок у них там, понятное дело, нет, поэтому египтяне украшали растущие на территории страны пальмы и также считали своим долгом задабривать своих богов различными плодами их земель.
В некоторых городах Европы елку устанавливали не для целей празднования Нового года, а для других торжеств. Например, в Вене (столице Австрии) ель считали традиционным деревом на день святого Николая. В Чехию этот символ пришел в начале XIX века, если быть точнее, то в 1820 году. Для восточных стран елка стала символом наступления Нового года только в XX веке. Для Турции, правда, это событие продлилось недолго, так как уже в 1936 году приняли решение о запрете елки вследствие истощения лесных ресурсов. В Тегеран и Марокко эта традиция пришла в 1960 году.
Многие российские граждане, наверно, думают, что ель на Новый год присутствовала всегда. Но не тут-то было. Всем давно известно, что ни одно, даже не слишком значимое событие в стране, не может пройти спокойно. Поэтому можно выделить несколько этапов, когда елка имела место быть на новогодних праздниках, а когда нет.
Этапы появления елки в России:
1. Основную часть европейских нововведений привез в нашу страну Петр I. Следуя его указу, в 1700 году стали не только наряжать елку к Новому году, но и праздновать Рождество. Правда, в те времена украшенная к торжеству елка считалась роскошью, и ее устанавливали только в богатых семьях и на царском дворе.
2. В период военных действий, с 1914 по 1918 годы, елку запретили. Это была Первая Мировая война, и российское правительство категорически запретило использовать елку на праздники, так как ее происхождение было связано с вражескими странами
3. Затем, после образования Советского Союза, в 20-х годах XX века ее запретили уже по религиозным соображениям.
4. Можно сказать, что полноценным началом «царствования» елки как символа новогодних торжеств стал только конец 1935 года, и эта традиция неизменна в нашей стране уже на протяжении почти восьмидесяти лет.
Нелегка судьба у нашей елки. В наше время мы уже не сможем представить ни один Новый год без этой украшенной лесной красавицы, которая восхищает своей прелестью не только взрослых, но и маленьких детишек. Ведь они постоянно с нетерпением ждут момента, когда смогут получить свои долгожданные подарки, принесенные Дедом Морозом и поставленные под елку.
А теперь — Дед Мороз!
Известно, что образ Деда Мороза складывался на Руси долгие века, а появление Снегурочки приходится на начало 1950-х годов. Образ дедовой внучки был придуман Сергеем Михалковым и Львом Кассилем.
В русском фольклоре имеется много легенд и сказок о Морозе, который был хозяином снежных лесов и полей, он приносил на землю метели, холод и снег. В те времена Мороз редко одаривал подарками людей, а наоборот, они пытались его задобрить и сами преподносили ему дары. Когда на Руси люди стали встречать новогодний праздник в зимнее время, ночью с 31 декабря на 1-е января, дедушка Мороз стал основным действующим лицом нашего празднества. Однако характер его несколько изменился, так как он подобрел и в новогоднюю ночь стал приносить для детей подарки.
Как известно, родиной деда является Великий Устюг, откуда он едет к нам на новогодние праздники. Работает дедушка всего неделю в году, а всё оставшееся время он отдыхает на курортах и осуществляет подготовку к следующему новогоднему празднику (производит подарки, ремонтирует сани и тренирует оленей).
Дед Мороз всегда приходит на праздники со Снегурочкой. Она ему помогает нести мешок с подарками, запрягать и распрягать оленей, осматривает сани. А перед началом Нового года, оказывает помощь дедушке в разборке писем и другой корреспонденции, которая поступает в резиденцию Мороза в колоссальных объёмах, придумывает необычные представления и подарки для малышей, их развлекает, а в это время дедушка выведывает у родителей, как вели себя в течение года их детки.
В России день рождения Деда Мороза отмечается 18 ноября именно в это время, по наблюдениям синоптиков, на «родине» Деда Мороза в Вологодской области начинается настоящая морозная зима.
Сколько лет зимнему кудеснику точно не знает никто, но известно, что за последние две тысячи лет Дед Мороз не раз представал в разных образах: сначала в облике восточнославянского духа холода Трескуна, затем как персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях — Мороз Иванович, Мороз Елкич.
Приходить в дом с подарками дедушка стал с началом празднования Нового года на Руси. Раньше он дарил подарки послушным и умным детям, а озорников колотил палкой. Со временем Дед Мороз заменил палку волшебным посохом, который помогает ему отогревать все живое в лютые морозы и зажигать новогодние елки. Одаривать ребятишек подарками дедушке помогает внучка — Снегурочка.
На страницах книг Дед Мороз впервые появился в 1840 году, когда были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского; тогда зимний кудесник был назван Морозом Ивановичем.
В 1920-е годы, после Октябрьской революции, Россия вступила на путь борьбы с «религиозными предрассудками». С 1929 года были отменены все церковные праздники, рождественский выходной день стал рабочим, а Дед Мороз стал «продуктом антинародной деятельности капиталистов» и «религиозным хламом». Новый год вновь стал отмечаться лишь в 1936 году. В 1937 году Дед Мороз впервые появился перед советскими детьми вместе со своей внучкой Снегурочкой на празднике елки в московском Доме Союзов.
Деды Морозы народов России
Свои Деды Морозы есть и у многих народов России.
Татарcкий Дед Мороз — Кыш-Бабай. Особые приметы: синий кафтан, вместо шапки — мохнатая тюбетейка. Как гласит легенда, именно Кыш Бабай в древности отвечал за веселое празднование прихода нового года. Праздничные обряды совершались с 21 декабря по 1 января. А праздник этот назывался Нардуган.
Чувашский Дед Мороз — Хёл Мучи. Дом чувашского Деда Мороза — Хёл Мучи стоит на Красной площади города Чебоксары, у Чебоксарского залива. Живет он вместе со своей внучкой Снегурочкой (по-чувашски — Юр Пике), а из чудесных артефактов обладает сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.
Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай. Особые приметы: шуба у него фиолетовая, а посох кривой — от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе. Место жительства: Удмуртия, Ширканский район, деревня Титово.
Осетинский Дед Мороз — Артхурон. Это не просто новогодний дед, а божество по имени Артхурон, которое переводится как «Огонь Солнцевич». Сейчас коренные осетинцы почти не упоминают его имени, оно сохранилось только в названии ритуального пирога, который каждая семья печет на Новый год.
Мордовский Дед Мороз — Нишке, Мороз Атя. В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живет Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом — Дед Мякина, в третьем — пятница, в четвертом — воскресенье, в пятом — зима, в шестом — лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится. Мороз Атя в праздничные дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.
В республике Марий Эл Дед Мороз и Снегурочка — Йушто Кугыза и Лумудыр. Имя деда переводится как «Холодный дедушка». К ребятам он приходит вместе со своей внучкой Лумудыр (Лумдыр). Но кроме Йушто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол — «Овечья нога».
Карельский Дед Мороз — Паккайне (Морозец), рыжий, задорный персонаж. В отличие от большинства своих новогодних коллег, это очень молодой персонаж, который появился в сказочном мире совсем недавно. Его отличительная черта — веселый, озорной характер. Согласно легенде, Паккайне родился морозной зимой, когда торговый обоз возвращался с ярмарки в город Олонец (Карелия). Появившись на свет, Паккайне засмеялся, за что его нарекли «веселым Морозцем». Повзрослев, Паккайне, как и его отец, стал купцом. Разъезжая по миру, Морозец оставлял в зеркалах свои отражения. К зиме все отражения отправлялись на родину — в Олонец,
Кабардино-Балкарский Дед Мороз — Уэс-Дадэ («дадэ» — значит «дедушка») — личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец — с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную красную шубу Деда Мороза.
Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун (Белый Старец) — является одним из главных персонажей праздника Сагаалган («Белый месяц»), одного из наиболее известных среди монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года. Культ Сагаан Убугуна был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет и восходит к добуддийскому периоду. Новый год в Бурятии празднуют по лунному календарю — 3 февраля. Отметить праздник Белого месяца, или Сагаалган, Белый Старец приглашает гостей на озеро Байкал. Если на праздник встретить его, и рассказать ему о том, сколько добрых дел совершил за прошедший год, то Белый Старец может щедро одарить здоровьем, любовью близких и материальным благополучием в году грядущем.
Ну, а теперь — с наступающим! И кто еще не успел написать Деду Морозу письмо со своими пожеланиями, перо вам в руки, и вперед!