Кролики бывают опытные, неопытные и подопытные. Если неопытный кролик не хочет усваивать уроки жизни, он рано или поздно становится подопытным. Я быстро учусь и никогда не повторяю прежних ошибок, поэтому прямо вам скажу: я — Очень Опытный Кролик.
Я живу в Лесу уже давно и много что повидал, а потому охотно делюсь опытом с неопытными. Передаю, стало быть, мудрость веков. Но у них дырявые корзинки, и, как правило, пока они скачут туда-сюда, вся мудрость оказывается рассеянной и разбросанной по лесным тропинкам-полянкам. Ну, на то они и неопытные. Это уж им решать, стать впоследствии опытными или подопытными…
Наш Лес — одно из многих мест, заселенных всякой живностью. Слева от нас — Болото, справа — Поля, еще подальше есть Озеро, а в другой стороне, за буграми — Забугория, ну и другие Леса, конечно. У меня много приятелей из разных мест, с которыми я люблю при встрече поболтать «за жизнь». После этих разговоров я всегда прихожу к выводу, что везде одно и то же, и наш Лес ничем не хуже других местностей.
Жить в Лесу сложно, но можно. Если быть начеку и следовать писаным и неписаным законам, то можно обеспечить себе очень даже сносное существование. Я, например, своим вполне доволен.
Главный в нашем лесу — Медведь. Правитель он толковый, худо-бедно, а Лес наш постоянно улучшает и обустраивает, и нам, кроликам, жить дает. Хотя многие и ропщут, что задавили, мол, кроликов совсем, но это неправда. Опытные кролики приспособились, неопытные чаще сами в толпе давятся, а подопытные… Ну, это разговор особый.
Дело в том, что подопытные кролики на все покупаются. Они-то думают, что это они покупают, ха-ха, наивные! Нет, все с точностью «до наоборот». Да если бы только кролики!
Вот вчера бегу я по своим делам, вижу — Коза суетится, блеет на весь лес, а Козел ревет, как скаженный, и рогами какую-то штуковину колошматит — только треск стоит. Спрашиваю, чего, мол, случилось? А Коза мне сквозь слезы:
— Этот козел баян растоптал!
— Какой такой баян? Откуда? Вы ж, вроде, не по музыкальной части?
— А я его на распродаже купила, со скидкой! А он меня обревел всяко разно, копытом по башке треснул и баян порушил. Козел, он и есть козел!
Вот, спрашивается, на фига козе баян? Играть на нем несподручно — копыта же, больше он в хозяйстве ни для чего не пригоден… Так что я Козла очень даже понимаю!
Другой случай. Встречаю Зайца — он мне дальним родственником приходится. Волочет штуковину какую-то, я сначала и не понял, что. Тяжело ему, пыхтит, отдувается. Спрашиваю:
— Привет, кум! Что это у тебя?
— Стоп-сигнал, — говорит.
— А зачем зайцу стоп-сигнал???
— Да тут такое дело: если приобретешь 9 штуковин, то 10-я — в подарок. Ну, я приобрел, а это, стало быть, подарок и есть.
— А чего приобрел-то?
— Да много чего: Калоши резиновые, стремянку складную, пароварку электрическую…
— Заяц, ты чего??? У нас же в Лесу электричество только в виде молний наблюдается, да и то, когда гроза! Зачем тебе все это?
— Так говорю же, чтоб подарок получить! А так видишь — вот, стоп-сигнал, новенький! То-то Зайчиха обрадуется!
Ладно, думаю. Может, Зайчиху, когда она муженьку грозу с молниями устроит, этот стоп-сигнал остановит от прямого членовредительства. Ладно, их дело. Сам виноват, в случае чего, пусть со стремянки калошами отбивается. А я вот дальше поскачу.
А за поворотом — вижу, Лиса, и возле нее группа кроликов. По всему — неопытные. А Лиса вся ласковая такая, красноречивая, прямо соловьем заливается. Ну, я поближе — тоже послушать. А, ясно, чего это братцы-кролики уши-то развесили. Ведь речь идет о морковке, а морковка для кролика — это тема всегда актуальная, ведь мы преимущественно ее в пищу употребляем. Только вот интересно, что Лиса может нового про морковку сказать?
— Новейшие разработки Забугорных ученых доказали, что морковка, которая тут у нас в ходу — неправильная. Недостаточно в ней витаминов и минералов для поддержания жизни среднестатистического кролика. Все Забугорские кролики уже давно перешли на «Морковку-Лайф». В переводе — «жизнь». Поэтому у них там, в Забугории, кролики и живут богаче, и скачут резвее, и плодятся активнее. Будете регулярно употреблять «Морковку-Лайф» — и вы сподобитесь.
— Ах! — хором выдохнули неопытные от таких невероятных перспектив.
— А в чем ее отличие? — робко спросил один из соискателей.
— Отличие кардинальное, вы даже удивитесь, — еще пуще запела Лиса. — Вот морковка фиолетовая, а вот зеленая, и еще в диагональную полосочку, а вот и вовсе в виде порошка. Если принимать ее строго по схеме и без перерывов, так скоро вы все тут будете бодрые и счастливые, как забугорские собратья.
— Ах! — в очередной раз восхитились кролики. — Какая красивая морковка, особенно та, что в полосочку!
— А скажи-ка, Лиса, — спрашиваю, — как это наши отцы и деды ели обычную морковку и при этом оставались бодрыми и счастливыми без всяких забугорных разработок?
— А это потому что экология другая была, — вывернулась хитромудрая Лиса. — Тогда-то и трава росла зеленее, и солнышко светило ярче, и Лес был другой, и кролики пожирнее были…
Во-во… Вот тут я верю, поскольку знаю, что все Лисы за счет крольчатины и живут. Они морковку не уважают — ни отечественную, ни забугорскую.
— А в какую же цену твоя «Морковка Жизни» будет?
— Цена соответствует качеству, — быстро говорит Лиса. — Вот тут у нас гибкая система скидок. Если вы покупаете весь комплект прямо сейчас, то это вам обойдется ровно в 2 раза дешевле, чем когда-нибудь потом.
— Ах! — опять залопотали кролики. — В два раза, подумать только! Надо пользоваться случаем, а то потом переплачивать придется!
— А если вы приведете ко мне каждый по другу, и он тоже что-нибудь купит, то вам еще часть денег вернется, в виде вознаграждения, — продолжает соблазнять Лиса. — Так что вы еще и зарабатывать на этом сможете!
Тут кролики совсем как с ума посходили, задрожали, запрыгали, даже друг друга отталкивать стали.
— Слышь, Лиса! А чем это морковку твою поливали, что она фиолетовая да зеленая стала? — спрашиваю. — Небось, пищевые красители и добавки? А это разве полезно для лесных жителей?
— Слушай, ты, опытный! — говорит мне Лиса так тихонько, сквозь зубы. — Скачи отседова, не мешай мне бизнес делать! Чем надо, тем и поливали, тебя не спросили!
— Братцы-кролики, вас обманывают, вам фуфло впарить хотят! — заявляю я. — Морковка, она и в Африке морковка, какую земля родит, такая и полезная!
Но куда там, не слушают меня кролики, уже выгоду в уме подсчитывают, аж глаза косят от умственного напряжения…
Ну, мое дело предупредить, я и предупредил. А дальше пусть сами думают, куда им — в подопытные или в обратном направлении. А я в эти игры не играю, мне фиолетовая морковка дюже подозрительной кажется, не говоря уж о порошковой… На мне опыты ставить — нет уж, увольте! А то так недолго и самому в какой-нибудь другой цвет перекраситься, а оно мне надо? Фигушки вам, я у себя один, запасного не выдадут!
Скачу дальше — тут мне поперек дороги выплывает Удав. Весь такой важный, красивый, откормленный, лоснится аж. И глаза такие ласковые-ласковые, как у отца родного. Ну, я не шибко-то испугался — наш Медведь порядок блюдет, просто так, за здорово живешь, Удавам кроликов хавать строго-настрого заказано. Но вот обходным маневром — можно. Так что все равно надо быть настороже, держать ушки на макушке.
— Какое шшшастье, что вы пришшшли в нашшш «Удав-банк», — радостно зашипел Удав, как будто не кролика, а сына блудного встретил после долгой разлуки. — Только у нас самые выгодные кредиты под совершшшенно ничтошшшные проценты, вы и не заметите…
Ага, как же! Знаю я их. И ведь не врет, только не договаривает! И не заметишь, как они своими процентами тебя за горло возьмут — и не пикнешь. Их «Удав-банк» у нас в Лесу «Удавкой» кличут, и за дело, между прочим…
— Я, Удав, к тебе в банк ни ногой, — отвечаю. — И в мыслях не было. Посторонись, освободи дорогу!
— А зря ни ногой-то, ты запусти такую мысль, — продолжает шелестеть Удав. — Вот у тебя норка небольшшшая, а семейство все растет и растет. Детям шшшилье надо? Внукам надо? Нашшш «Удав-банк» предлагает жилищщщные кредиты с рассрочкой на 20 лет…
— Не надо нам, — мотаю головой. — Мы уж лучше подкопим, и так как-нибудь…
— А чего жжждать? — шипит Удав. — Пока это вы ещщще накопите… А тут шшшразу заселяться можжжно… Жжживите на жжждоровье…
— Какое уж тут здоровье, ежели сплошная кабала? Такое жилье вдвое дороже встанет, — говорю я. - Нет уж, нет уж, мы уж так уж как-нибудь…
— Это вы прошшшшто ушшштали, — переменил тактику Удав. — Вам бы попутешшшествовать… Вожжжьмите туришшштический кредит… На Озера… Или дажжже в Забугорию…
А у самого кончик хвоста так и подрагивает, так и напрягается в нетерпении. Уж очень ему хочется меня за горло взять, да только я кролик тертый.
— Спасибо, спасибо, тут подумать надо, с семейством посоветоваться, пойду я, удачи вашему «Удав-банку», если что, так сразу же, а пока прощевайте…
И я одним прыжком — в сторону, и по травке, по травке, обогнул Удава и был таков. Нужны мне его кредиты, как же… Я тут дикарем на Озерах был, познакомился с тамошней Жабой, так она мне тоже порассказала — ужас сплошной, не захочешь туда и путешествовать. Там пришлых гостей тоже на всякую всячину разводят, да так умело! Какой-то Щуке зонтик умудрились навязать. Ну зачем Щуке зонтик, ежели она всю жизнь под водой проводит? И вот ведь вроде рыба мудрая, не пескарь какой-нибудь, а повелась, купилась… Над ней потом все Озеро хохотало, и до нас вот этот анекдот докатился! Нет, ну их, эти Озера, да еще с кредитом. И «Удав-банк» мне даром не нужен. Когда чего очень хочется, так я или подкоплю, или у других зверей взаймы возьму — оно себя окупает, куда дешевле получается, чем в их «Удавке». И без залога опять же. Они ведь в залог душу берут, если что — ам, и нет кролика, слопают и не подавятся.
Бегу дальше, смотрю по сторонам. Вон, сороки трещат-заливаются:
— Вкладывайте ваши сбережения в Дупло! Дупло — надежный гарант ваших вкладов! За 10 орешков через год вы получите 12!
Ага… То, что сейчас стоит 10 орешков, уже через пару месяцев будет стоить 12, через полгода — 15, а через год… Кто же его знает, сколько оно будет стоить через год? Но уж никак не меньше, чем 12… Так что смысла в таком вложении вроде бы и нет, а вот несут же, вкладывают…
Тут навстречу мне Еж — деловой такой, спешит, топочет короткими ножками, яблоки на иголках несет. Видать, запасы на зиму делает. Я обрадовался: мы с ним приятельствуем, и я его крепко уважаю. Очень опытный Еж!
— Здорово, Кролик!
— Здорово, Еж! Как оно?
— Оно нас, мы его, пока что дружеская ничья. А ты как?
— Бегаю, наблюдаю. Скажи мне, друг, от чего это у нас в Лесу народец так поглупел? Уж водят их за нос, водят, обманывают-облапошивают, а им все невдомек!
— Наверное, от фиолетовой морковки, — захихикал Еж. — Ее же каким-нибудь «оглупином» и поливают. Это и ежу понятно!
— Чего ж они такие доверчивые-то? — посетовал я.
— Естественный отбор, — предположил Еж. — Глупые вымрут, умные — как мы с тобой! — останутся. И потомство наше останется, потому как наш опыт успеет перенять. Тем более что мы с тобой твердо знаем, как выглядят природная морковка и настоящие яблоки. И где взять, тоже знаем.
— А им кто мешает?
— Дык за ней же бегать надо, далеко, опасно. Я вон за яблочками тоже не ближний свет куда топал, в сад пришлось наведаться. Шевелиться надо — а им лень. Вот им всякие Лисы с доставкой на дом и приносят вредную чепуху. «Новейшие разработки», ха! Еще надо подумать, кто и зачем их разработал, заместо природного-то материала!
— А я еще думаю, тут в халяве дело, — ответил я. — Как услышат слова «бесплатно» или «со скидкой», так готовы гнилушку болотную купить! Халява — это, друг, заманчиво.
— Это и ежу понятно, — вздохнул он. — Эх, не тот уже Лес, не тот… Помнишь, как раньше-то хорошо было? Все свое, родное, натуральное… И звери жили дружно, не в пример теперешему…
— Да ладно, не преувеличивай, — говорю ему я. — И тогда был естественный отбор, и Лисы, Удавы и прочие хищники — тоже наблюдались. Только народ лесной тогда был… поумнее, что ли. Посмекалистее. Осторожность соблюдал. А теперь все какие-то беспечные и до приобретений алчные. У иного в норе уж и не пролезть толком, все покупками завалено. Если между этим всем пробираться, то времени куча уходит, когда жить-то?
— Ну, нам с тобой это не грозит, — засмеялся Еж. — Мы-то — опытные!
И отправились мы каждый своей дорогой. Я скачу и думаю — на фига козе баян, зайцу стоп-сигнал, а щуке зонтик? На кой вкусную, сочную, сладкую и полезную оранжевую морковку во все цвета радуги перекрашивать и в порошки превращать? Зачем голову в пасть удаву по собственной воле совать?
Нееет, наверное, пора мне за дело браться! Буду выпускать Лесную Газету. Так и назову ее — «Опытный Кролик». Буду им, неопытным, на мозги капать, пока они все в подопытных не превратились. Глядишь, кто и задумается. А материала у меня — на три кроличьих жизни хватит. А то и на пять! Так что, пожалуй, будет это семейный издательский бизнес, дети мои (а они ооочень умненькие крольчатки!), дело продолжат. Буду делиться собственным опытом выживания в Лесу.
А что это мне новые возможности и горизонты открывает, а также дополнительные источники дохода - так это и ежу понятно! И зачем мне «Удав-банк», если у меня и лапы быстрые, и мозги ясные, и ушки торчком, и нюх отменный, и хвостик всегда по ветру? В будущее я смотрю с оптимизмом, потому что сам себе голова. И главное — на ошибках я учусь и никогда их больше не повторяю.
Ведь только так в нашем лесу и можно не выживать, а жить! На Медведя-то, как говорится, надейся, да сам не плошай. Чего и вам от души советую!