Марксизм: Самый эпичный фэйл XX века
Приближается 7 ноября — во многом мистическая, 99 годовщина Октябрьской Революции. Созданное этой революцией государство просуществовало 74 года и погибло почти точно посредине своего возраста Водолея — возраста, требующего серьёзных преобразований. Это была удивительная попытка построить общество всеобщей справедливости, общества, без эксплуатации человека человеком. И, также, это была первая в истории попытка построить общество не стихийно, а на строгих научных основаниях. Теоретической основой СССР был марксизм — первая в истории попытка объяснить функционирование общества объективными научными законами.
Эксперимент не удался, а мечта осталась. И сегодня было бы полезно понять: что же пошло не так?
Марксизм и его место в научном знании
Не буду сейчас вдаваться в тонкости классовой и экономической теории Маркса-Энгельса. У кого есть мозг могут изучить её сами, а у кого нет — пишу не для них. Здесь я остановлюсь только на месте марксизма в современном научном знании.
Марксизм возник во второй половине XIX века и является плотью от плоти научной парадигмы того времени. Наука тогда полностью освободилась (по крайней мере, так считали большая часть учёных того времени) от оков мистицизма и религии. И на этой почве в научном официозе возникла новая религия: вера в Объективные Законы и Объективную Истину. Что значит «объективный»? Объективный, значит не зависящий от человека. Объективный закон действует не зависимо от того, что о нём человек знает или думает. Закон всемирного тяготения действует на падающее из окна тело, вне зависимости от того, знает ли тело про этот закон, согласно ли оно с ним… И последствия наступают не зависимо от знаний и желаний того самого тела. Кстати, этот же культ объективности предопределил пренебрежительное отношение научного официоза к психоанализу и яростное неприятие им экстрасенсорики. Религия-с не позволяет-с!
Но, вернёмся к нашим баранам. Вполне естественно, что возникло желание выявить и описать такие же объективные законы, управляющие функционированием человеческого общества. Эту грандиозную задачу вроде как решили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Их теория общественно-экономических формаций и классовой борьбы вполне сносно (хоть и сугубо на качественном уровне) описывала прошедший исторический путь человечества. Но для уважающей себя теории необходимы предсказания и классики марксизма предсказали: из общих тенденций развития капитализма следует, что должно произойти полное обобществление средств производства. И произойдёт оно в результате классовой борьбы между буржуазией и пролетариатом, в пользу пролетариата. Возникнет новая общественно-экономическая формация, которую они назвали коммунистической.
В 1917 была предпринята попытка реализовать эту схему развития общества, а в августе 1991 она с треском провалилась окончательно. Так
Что же пошло не так?
Напомню: Марксизм был продуктом научной мысли второй половины XIX столетия, опирался на накопленные к тому времени научные знания, научные догмы и научные суеверия. Но в то время ещё не были введены в научный обиход такие понятия как «информация», «сложные системы», не было понятия о системах управления, роли информации и роли предопределённых алгоритмов в них. Это и не позволило тогда понять, что не может быть абсолютно объективных законов, управляющих поведением субъективных, то-есть состоящих из людей, систем. Нельзя исключить человека из дел человеческих. И это если не учитывать того, что сама марксистская теория была сугубо качественной, то-есть не имела (и не имеет до сих пор) математического аппарата, позволяющего строить проверяемые количественные прогнозы.
Увы, почти сразу между марксизмом и представителями естественных наук возникла пропасть непонимания. Развитие марксизма попало в руки полуграмотных политиканов и их прихлебателей, а серьёзные учёные, в большинстве случаев, воспринимали марксизм как форму политического словоблудия и/или как инструмент в борьбе за должности и гранты. Это и привело к тому, что марксизм не только не остался на том уровне, на котором его оставили нам Маркс, Энгельс и Ленин, а постепенно деградировал. И уж конечно же в марксистские модели не включались наработки в области теории информации, кибернетики, теории сложных систем. Как следствие, в реальной внутренней политике влияние человека на дела человеческие если и учитывалось, то очень пунктирно и в явочном порядке. А это, согласитесь, очень важный фактор. И фактор этот сработал, и с громким треском, в конце 80-х — начале 90-х. Не только это, конечно, но полное нежелание учитывать настроения и предпочтения людей, их инстинкты и стремления, влияние подсознания на принятие решений, законы его формирования и функционирования, стало мощнейшим фактором, приведшим к деградации и последующей гибели СССР.
А сегодня?
Увы, и сегодня научный официоз остаётся в тисках религии объективности, несмотря на фактическое признание и достижения и теории информации, и теории сложных систем и все современные достижения в области IT. Влияние человеческого фактора на дела человеческие практически не изучается, а по факту в т. н. «развитых странах» его стремятся по максимуму из дел человеческих исключить. Как следствие, нас и дальше ждут удивительные фэйлы в области ответственности экономики, социологии и прочих наук о человеке и функционировании человеческого общества.