Из прошлых воплощений душа человека помнит своих друзей и врагов и, соответственно, передает нам свой опыт в виде необъяснимой симпатии или отторжения разных людей.
Возможно, что в начале (при первой встрече) две души связывает простое физическое влечение оживленных ими тел, одно из которых мужское, а другое — женское. Допустим, что это влечение привело к совместной жизни двух физических воплощений. Люди живут вместе, имеют общие интересы, и между ними возникает связь, взаимные чувства и обязательства.
В свое время смерть освобождает их от тел, и обе души переходят в невидимый мир. Но за совместную жизнь они создали множество обязательств друг перед другом, а долги, сделанные в физическом мире, должны быть погашены там же. Эти двое должны встретиться снова в земной жизни и возобновить отношения, которые были прерваны смертью. Причем отношения могут быть совсем другого рода. Бывшие муж и жена имеют шанс встретиться как отец и сын, как две сестры или подруги, даже как враги из разных станов. Духовные Сущности, которые заведуют законом кармы, направляют обе души к воплощению в один и тот же период времени, чтобы их земные жизни могли совпасть и в подходящее время они могли снова встретиться.
Если долговое обязательство было обязательством любви и взаимного служения, они почувствуют симпатию. Их «Я» узнают друг друга, воспринимая другое тело просто как иную одежду.
Но если долг состоял из взаимной ненависти и нанесенного вреда, души почувствуют взаимное недоверие. Подобные случаи переживает хоть однажды каждый человек. О таких внезапных симпатиях и антипатиях говорят обыкновенно как о «беспричинных». Но учение о перевоплощениях объясняет это, и, исходя из него, ни один человек на Земле не может быть одинок и независим от других.
Кто не знает, как быстро порой можно сблизиться со вчерашним незнакомцем и как долго мы можем жить рядом с кем-то, оставаясь чужими! Откуда же эти странные влечения, как не из воспоминаний, просыпающихся в душе? «Я словно знал вас всю жизнь», — говорим мы человеку, которого встретили лишь недавно, тогда как люди, с которыми приходится жить с детства, бывают подобными закрытой книге. Души встречающихся людей узнают друг друга, хотя их тела совершенно чужды и незнакомы. Несмотря на то что человеческий мозг еще не может воспринимать воспоминания прошлых жизней, память души подсказывает нам наши чувства.
Но случается, что связь, возникшая из ненависти и нанесенного вреда, притягивает в одну и ту же семью старинных врагов. Бывшим врагам приходится переживать дурные последствия общего прошлого. И та душа, которая в прошлых воплощениях совершила насилие и причиняла страдания, в этой жизни будет мучиться и мучить свое физическое тело, оплачивая прошлые преступления.
Возможно, что у кого-то возникнет вопрос: «Если это так, должны ли мы защищать жертв от мучителей?» Несомненно, должны. Наш долг облегчать страдание, в каком бы виде оно ни встретилось нам. Если кому-то посылается защита, значит, что-то в прошлом опыте этой души позволяет ей рассчитывать на помощь. Если вы хотите помочь человеку, как бы низок и страшен он ни был, значит, опыт вашей души и ее развитие требуют, чтобы вы стали проводником милосердия.
Пользуясь словами Глории Чэдвик, скажем: «Ваша карма тесно связана с отношениями между людьми. Множество связей в настоящем отражают те узы, что соединяли вас в прошлом. Если связь была негативной, то в настоящем вы вместе можете постараться изменить карму и перевести ее на положительный уровень. Если вы испытываете трудности в общении с кем-либо, значит, в прошлом вы вместе создали негативную карму. Если же вы были близки, эта связь не прервется и в настоящем.
Как же на практике уничтожить порочную связь с враждебной душой? Не создаст ли справедливое страдание новое звено, благодаря которому сегодняшний преступник станет в свою очередь жертвой, а потерпевший — мучителем? На это мы находим ответ в учениях Будды и Христа, это закон, который гласит: Воистину, ненависть никогда не уничтожается ненавистью, — и тут же прибавляет, — ненависть уничтожается любовью.
В этом — тайна освобождения. Душа должна быть достаточно мужественна, мудра и велика, чтобы, расплачиваясь страданием за причиненное зло, сказать: «Я прощаю! (Я прощаю тех, кто сегодня причиняет мне боль, потому что осознаю, что эти страдания — ответ за мои прошлые поступки…)». Только так можно прервать цепь ненависти — простить тех, кто послужил орудием расплаты, за ваши прошлые грехи.
А звенья любви становятся все крепче с каждой земной жизнью, в которой друзьям и любящим удается подойти друг к другу. На стороне любви есть и еще одно преимущество — она продолжает расти во время пребывания душ вне тела. Связи ненависти в этот план не переносятся. Те души, между которыми образовалась связь ненависти, не соприкасаются в высшем мире, ибо назначение его — претворять в человеческие качества все положительное, что душа вынесла из своей земной жизни.
Когда же человеку удается перенести в свое нынешнее сознание память прошлого, он может воочию убедиться в том, что любовь бессмертна. Знание того, что дружба и близость пережили смерть и несколько жизней, сближает людей еще теснее, и связь их приобретает такие силу и надежность, какие связь единственной жизни дать не может.