Маленькая Анита сидела на полу и играла с небольшими резиновыми мячиками. Из большой коробки она неловкими ручками раскладывала горсти шариков в три маленькие коробочки. Затем снова высыпала все мячи в большую коробку, и процесс начинался сначала. Шарики были мягкими на ощупь, и Аните нравилось прикасаться к ним. Она родилась с небольшим дефектом рук, пальчики двигались не очень послушно, и доктора посоветовали Веронике играть с дочкой в разные пальчиковые развивающие игры. Возиться к шариками оказалось для Аниты самым интересным. Она могла целых полчаса сидеть и забавляться перекладыванием этих мячиков из большой коробки в маленькие и обратно. Иногда коробки заменялись кастрюлями и мисками. Иногда — большой сумкой и маленькими детскими сумочками. Пока Анита играла, Вероника могла на несколько минут отвлечься от ребёнка и спокойно посидеть на диване с книгой или с чашкой кофе.
Айя сидела рядом, забравшись с ногами в большое белое кресло.
— Как ей не скучно? Она же делает это каждый вечер. Одно и то же… — произнесла Айя, наблюдая за младшей сестрёнкой.
— Дети любят повторяющиеся игры. Это их успокаивает. Если игра повторяется каждый вечер, значит, в доме стабильность и покой, мир на своем месте, — улыбнулась Вероника. — Помнишь, ты в детстве очень любила играть по вечерам с куклами?
Айя смотрела, как Анита аккуратно раскладывала шарики по коробкам: в одну положила только синие шарики, в другую только зеленые, в третью только красные. Все желтые шарики остались в большой коробке. Анита минутку полюбовалась своим творением. Позвала маму и сестру, показала им пальчиком на результат своего труда.
— Умница, — улыбнулась Вероника. — Вот это красный цвет. Это зеленый. А это желтый. А вот это какой?
— Сиий, — заулыбалась Анита.
— Правильно, молодец, это синий.
Анита снова высыпала все шарики в коробку, перемешала ручками и принялась раскладывать. Теперь в одной коробке снова оказались только синие мячи, во второй зеленые вперемешку с красными, а в третьей вообще смесь из всех четырех цветов.
— Знаешь, мама, когда я смотрю, как она играет, мне кажется, кто-то на небе точно также играет в нас. Берет наши души и перемешивает их как хочет. Ведь после смерти душа наверняка не умирает вместе с телом, правда?
— Я не знаю, милая.
— А я точно уверена. Душа не умирает, она куда-то возвращается. В какой-то резервуар. Вся целиком, со всеми её компонентами — с любовью и ревностью, со страхом и печалью, с горестями и мечтами. Много-много вот таких «шариков», и в каждом — что-то важное, какая-то часть личности человека. И вот, попадает это всё в какую-то огромную коробку — например, вот в такую же, с розовым бантом, — а потом кто-то берет и раскладывает все эти частички снова по маминым животам — и рождаются дети. Кто-то снова весь состоит из частичек себя прежнего. Кому-то достались красные и зеленые шарики — частично смешались компоненты двух когда-то существовавших личностей, а кто-то и вовсе весь, как мозаика, состоит из разноцветных частичек живших когда-то совершенно разных людей.
— Любопытная теория, — улыбнулась Вероника. — Она могла бы объяснить возникновение раздвоения личности или проблемы с памятью. А еще тогда становится понятно, почему люди ищут и находят друг друга, влюбляются. Они стремятся воссоединиться?
— Наверное, — Айя вздохнула. — Видимо, в нас с Саймоном слишком много общих частичек, раз я никак не могу прекратить мечтать о нем. И, похоже, третья часть этого внутреннего разноцветного богатства досталась Стефани…
Вероника посмотрела на Айю. Сколько же в ней грусти… Когда же она наконец сможет посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?
Вероника подошла к дочке и обняла ее за плечи.
— Айя, Стефани уже замужем за твоим двоюродным братом, у них сын. Они любят друг друга. Саймон переболеет ею и отпустит это. Рано или поздно он смирится с тем, что Стефани выбрала Сергея.
— Рано или поздно — это когда, мама? — Айя смотрела на Веронику большими грустными глазами. — Сколько ждать? Десять лет? Двадцать? Всю жизнь? Знаешь, мне кажется, нам со Стефанией нет места обеим на Земле. Где есть она, там нет счастья для меня.
— Милая, не говори так… Вы же обе сновидцы, к тому же Узловые. Вам нужно держаться друг за дружку.
— Держаться… — Айя грустно хмыкнула. — А что если не хочу я держаться за неё, мама? Я устала от неё. Смертельно устала от того, что все вокруг восхищаются Стефани.
— Все вокруг или Саймон Уинтер?
Айя снова вздохнула.
— Из двадцати моих лет пятнадцать мы с ним знакомы. Большую часть этого времени он сохнет по Стеф. Она давным-давно сказала ему, что он для неё просто друг. Уже вышла замуж, ребенка родила. А Саймон все никак не успокоится!
— Айя, знаешь, иногда людям, особенно очень молодым людям, кажется, что они любят кого-то очень-очень сильно. На самом же деле их Бессознательное цепляется за чей-то образ по одной единственной причине — потому, что этот человек недоступен. Так мы повторяем те «грабли», на которые наступали наши родители или другие близкие нам люди. Просто копируем те шаблоны, которые когда-то увидели и запомнили. Потому что так нам привычно, других примеров у нас нет или они не так сильно запомнились… В какой-то момент Саймон, возможно, поймет, что это наваждение — и не самое важное в жизни. Увидит, что есть другие люди, другие интересы. Сейчас он захвачен этим прекрасным образом, потому что еще очень юн и не видит настоящую причину своих чувств. Но с возрастом…
— С возрастом и я пойму, что Саймон — лишь наваждение. Да? Это ты хочешь сказать, мама?
— Я не знаю, дочка. Может быть, пройдет время, и Саймон наконец увидит и разглядит тебя. А может быть, этого так никогда и не случится. Мне не хотелось бы, чтобы вся твоя жизнь прошла в ожидании того момента, когда Саймон обратит на тебя внимание.
— Я так понимаю, это тонкий намек на то, что я зря надеюсь?
— Нет, милая, это прямой текст о том, что жизнь больше, чем юношеская влюбленность. И можно быть счастливой, несмотря на то, что кто-то не увлечен тобой.
— Мама, ну что ты говоришь такое?! Ну КАК быть счастливой? Если человек, которого я люблю, вообще в мою сторону не смотрит! О каком счастье ты говоришь?!
— Айя… Знаешь, счастье — это ведь не просто чувство такое. Это навык. Умение замечать в жизни хорошее, важное, светлое. Кому-то этот навык дан с рождения, а кто-то должен развивать его в себе. Порой долго, годами. Но дело того стоит.
— Женщина не может быть счастливой без любви, — Айя поджала под себя коленки, как будто хотела превратиться в сжатый крошечный узелок, спрятаться в ракушку.
— Тут ты права, Айя. Но любовь бывает разная. Знаешь, было время, когда я была счастлива просто вдвоем с тобой. Со мной рядом уже не было твоего отца и еще не было Гора. Но я была очень-очень счастлива, когда никто тебя у меня не отнимал, когда мы просто были вместе, вдвоем. Ели мороженое, играли, гуляли, рисовали. И никакой мужчина не мог бы заменить мне этого огромного счастья.
— Но у меня-то нет детей…
— Но у тебя есть семья, друзья, твои книги. Ты пишешь такие интересные книги! Сейчас у тебя такой возраст, что ты можешь себе позволить пробовать разное. Искать, что тебе понравится. В 20 лет самое время ошибаться, падать с небес на землю, снова вставать, снова идти и искать в жизни то, что будет радовать тебя. А любовь мужчины тоже придет, рано или поздно.