Нет человеческой силы, способной помешать тому, чтобы оторванная от России и превращенная в независимое государство Украина стала сборищем аферистов всего мира, которым сегодня очень тесно в собственных странах, капиталистов и искателей капитала, организаторов промышленности, техников и купцов, спекулянтов и интриганов, головорезов и организаторов всяческих видов проституции: немцам, французам, бельгийцам, итальянцам, англичанам и американцам поспешили бы на помощь местные или соседние русские, поляки, армяне, греки, наконец, самые многочисленные и важные среди всех евреи. Здесь бы собралась целая своеобразная Лига наций…
Все эти элементы, при участии более ловких, более искусных в делах украинцев, создали бы ведущий слой, элиту страны. Но это была бы особая элита, так как, наверное, ни одна страна не могла бы похвастать такой богатой коллекцией международных каналий.
Украина стала бы язвой на теле Европы, а люди, мечтающие о создании культурного, здорового и сильного украинского народа, вызревающего в собственном государстве, убедились бы, что вместо собственного государства они имеют международное предприятие, а вместо здорового развития — быстрый прогресс распада и гниения.
Тот, кто предполагает, что при географическом положении Украины и ее территории, при состоянии, в котором находится украинская стихия, при ее духовных и материальных ресурсах, наконец, при той роли, которую играет украинский вопрос в современном экономическом и политическом состоянии мира, могло бы быть иначе, — не имеет ни на грош воображения.
Украинский вопрос имеет разнообразных заступников, как на самой Украине, так и за ее границами. Особенно среди последних есть много таких, которые хорошо знают, к чему идут. Но есть и такие, которые решение его путем отрыва Украины от России представляют себе очень пасторально. Эти наивные лучше всего сделали бы, убрав от нее руки подальше.
Министр иностранных дел Польши,1930г.