РУКА, КАЧАЮЩАЯ КОЛЫБЕЛЬ, ПРАВИТ МИРОМ
Сегодня мы затронем обширную тему: стридхарму, природу женщины. Санскритское слово «стри» означает «женщина». Дхарма — это многозначное слово: путь религии, благочестие, верность, обязанность, обязательство, долг и многое другое. «Стри дхарма» — это естественный путь женщины.
В наши дни в обществе много противоречий в восприятии роли женщины. На Западе женское освободительное движение существует уже много лет, и в противовес ему появилось не менее мощная оппозиция, защищающая традиционные ценности. Так называемая борьба за свободу женщин очень повлияла на всех, даже в Индии, Иране, Японии и других местах.
ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ ОСВОБОЖДЕНИЕ
НАЧИНАЕТСЯ С УХОДА С РАБОТЫ,
С ВОЗВРАЩЕНИЕМ ДОМОЙ
В Северной Америке есть «Совет свободных индуистских женщин». Цель его — освободить индуистских женщин от этих освободителей, от глобализации, и дать им возможность жить согласно их естественной природе как матери и жены. Для женщины освобождение начинается с ухода с работы, с возвращением домой. Как только она возвращается домой, она свободна, свободна и еще раз свободна. Работа держит ее в сфере внешнего сознания, в то время как нахождение дома позволяет ей жить в глубине своего существа. На Западе женщина сначала жена, а потом мать. Но на востоке ее материнские обязанности стоят на первом месте. С раннего детства мама обучает ее домашним делам, которым ее в свою очередь обучала ее мама и так от начала времен.
Две тысячи лет назад индийский мудрец Тируваллувар сделал такое наблюдение: «Разве может чего-то не хватать мужчине, если у него хорошая жена? И разве есть у мужчины хоть что-то, если у него плохая жена?» На Востоке к женщине и ее роли в обществе относятся с большим уважением. На Западе женщину так не ценят. Ее вклад сброшен со счетов и недооценен. На самом деле, это одна из причин, по которой женщины ищут удовлетворения и признания в других сферах, ведь западное общество забыло о ее уникальной, жизненно-важной роли. Обиженная пренебрежением и игнорированием, она ищет средства, через которые можно получить признание, оценку, любовь.
На Востоке семейные связи очень тесны. Женщины в семье очень близки. Они живут коммуной, окруженные старшими и младшими женщинами, иногда в одном доме. Им нравится жизнь во взаимопомощи — где старшие и более опытные женщины помогают младшим. Несколько поколений трудятся вместе и разделяют радости и трудности быта. На Западе все иначе. Здесь женщины обычно не могут извлечь благо из близкого общения с другими членами семьи. Естественно, они чувствуют себя одиноко, особенно если они не состоят в религиозном сообществе или ни с кем не дружат. Из-за чувства одиночества им хочется выйти в мир, чтобы немного порадоваться жизни. Это еще одна причина, почему женщины уходят из дома. Это большая беда.
На Востоке женская и мужская силы сбалансированы. На Западе мужская сила слишком велика, слишком доминирует. Женским энергиям нужно больше возможностей для проявления, однако это не значит, что женщины должны начать делать то, что делают мужчины. Нет. Это только еще больше перепутает эти силы.
МЕСТО МАТЕРИ ВНУТРИ ДОМА,
А НЕ НА РАБОТЕ В МИРУ.
ЕСЛИ ОНА ДОМА ВЕСЬ ДЕНЬ,
ЭТО ПРИНОСИТ ЛЮБОВЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЯМ,
А МУЖУ — ЧУВСТВЕННОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ.
ВОСПИТЫВАЯ ДЕТЕЙ, ОНА МЕНЯЕТ ХОД ИСТОРИИ
Начать можно с установления гармонии в собственном доме. Совершенствуя микрокосм, мы влияем на макрокосм. На Востоке женщина защищена. Она, как драгоценный камень, который не оставляют без присмотра, который охраняют, берегут, потому что не хотят потерять. Их не выставляют на всеобщее обозрение, их не вынуждают поступаться своей целомудренностью. Женщина на Востоке имеет возможность быть полностью женщиной, проявляя свойственные ей качества — нежность, проницательность, любовь, кротость. Дом и семья — это точка фокусирования в жизни такой женщины.
Интересно, что и на Западе лет 60 назад все обстояло таким же образом. До Первой мировой войны женщины были очень строги в своем поведении. Войны разрушили древние роли мужчины и женщины. Мужчин забрали с производства в армию, а женщин вынудили уйти из дома на заводы и в бизнес, чтобы производство не стояло на месте. Раньше они были защищены, их редко видели в обществе в одиночестве. На протяжении всей истории женщины заботились о доме и защищали добродетель. Их чистота и целомудрие высоко ценились, они выходили замуж невинными. Эти традиции поддерживались вплоть до 1915 года. Потом две мировые войны разрушили семью как таковую и нарушили равновесие между ролями мужчин и женщин. Впервые женщину можно было увидеть одну на людях. Они впервые ушли из дома и стали соревноваться с мужчинами за рабочее место.
Можно заметить, что человечество меняется из-за перехода от модели сельского хозяйства к технологическому прогрессу. Эти перемены повлияли на женскую и мужскую роли интересным образом. В течение десятков тысячелетий эры сельского хозяйства семьи в основном жили и работали в полях или в мастерских. Вся семья трудилась на земле. Мужчины работали в поле, женщины и дети — дома. Дети были настоящей ценностью. Больше детей означало больше помощников, больше хозяйства. Маленький мальчик или девочка могли много чего делать. Когда урожай продавали, прибыль была результатом общего труда — мужчин, женщин и даже детей. В действительности, каждый зарабатывал деньги, каждый был экономически важен.
В век технологий только мужчина зарабатывает, а все остальные тратят. Муж работает на фабрике или в фирме, а жена и дети сидят дома. Они не очень-то могут помочь ему в работе. Его работа и деятельность его жены не так связаны, как это бывало раньше. Он добытчик, производитель, а жена и дети — потребители. Из-за того, что дети сейчас не могут особо помогать, они становятся обузой в экономическом смысле. Это вкупе с проблемой перенаселения обесценивает важность женской роли в качестве матери и жены.
Вопрос не в том, чтобы женщины присоединились к работе мужей на фабриках и в компаниях. Вопрос в том, как вернуть традиционные принципы религии в технологическую эру, как найти новый баланс деятельности, которая удовлетворяла бы и мужскую и женскую природы. Муж по своей природе должен обеспечивать жену, защищать ее, давать ей полноценную жизнь. Она в свою очередь должна заботиться о нем, поддерживать дом, сделать дом храмом и воспитать хороших детей. Супруги никогда не должны критиковать друг друга, не питать враждебных чувств. И главным фокусом их совместной жизни должно быть духовное развитие.
Место матери внутри дома, а не на работе в миру. Если она дома весь день, это приносит любовь и безопасность детям, а мужу — чувствительность и стабильность. Воспитывая детей, она меняет ход истории.
ПОКА МАТЕРИ НЕ СТАНУТ ЗАБОТИТЬСЯ
О ДЕТЯХ И ЛЮБИТЬ ИХ, ОБЩЕСТВО
БУДЕТ НАПОЛНЯТЬСЯ ЦЕЛЫМИ ПОКОЛЕНИЯМИ
РАЗОЧАРОВАННЫХ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРЫЕ
КОГДА-ТО БЫЛИ РАЗОЧАРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ
Каким образом она это делает? Она воспитывает сильных, хороших и умных детей. Они вырастают и становятся прекрасными мужчинами и женщинами в общине, лидерами нации, творцами во всех измерениях жизни. Такие люди меняют ход истории человечества. Великая сила должным образом сформировать ум и характер своих детей находится в руках матери, и ничьих больше.
Конечно, у матери может быть и противоположная сила, проявляющаяся как пренебрежение. Это когда мать позволяет своим детям расти самим по себе, на улице, где они учатся законам выживания. И такие дети тоже будут менять ход истории, но негативным образом. Они будут обычными мужчинами и женщинами или же упадут в ментальную или эмоциональную бездну, в которой проявляется низменная природа человека, станут образцами жесткости и похоти, зависимости и преступности. Именно в юном возрасте через воспитание закладывается направление для всего человечества — к великим свершениям или к разложению. Мать — это первый учитель ребенка, она формирует ум ребенка в ранние годы. Старая поговорка гласит: «Рука, качающая колыбель, правит миром».
Когда мать качает колыбель, ее любовь и энергия льются на ребенка, и он чувствует естественный покой и безопасность. У нее есть время, чтобы петь сладкие колыбельные, чтобы утешить слезы, время, чтобы рассказать о людях, о мире, о разных тонкостях бытия, время для беспричинных «телячьих нежностей». С другой стороны, у работающей матери нет времени на «экстра» нежности. Если ребенок плачет, она из-за проблем на работе может сердиться на него, требуя, чтобы тот замолчал: «Я сказала тебе — тихо!», — кричит она. Ребенок еще толком языка не понимает. Но можно представить себе чувства беспомощной малышки, которая получает энергетический выстрел гнева и разочарованности. Куда деваться ребенку? Даже на руках у мамы у него нет прибежища.
ДУХОВНОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ ДОМА
ПОД НАЧАЛОМ МАТЕРИ И В ЕЕ НАСТАВЛЕНИЯХ
Какими будут следующие поколения, если дети растут в таких условиях? Будут они сильными и уверенными в себе? Будут они излучать доброту по отношению к другим, если сами были лишены доброты? Будут они терпеливыми и понимающими? Доказано, что большинство людей, заключенных в тюрьмы, — это люди, которыми пренебрегали или которых избивали в детстве. Практически все родители, которые плохо обращаются со своими детьми, сами были в таком же положении в своем детстве.
Пока матери не станут заботиться о детях и любить их, общество будет наполняться целыми поколениями разочарованных взрослых, которые когда-то были разочарованными детьми. И эти люди будут править миром. Что же тогда случится? Они в свою очередь будут также воспитывать своих детей, потому что их собственный опыт был единственным опытом родительства. Они будут думать, что пренебрегать — это нормально, что дети могут с раннего возраста быть сами по себе или же воспитываться няней. Детство в пренебрежении ведет к горькой взрослой жизни, тогда как детство в любви и доверии ведет к счастливой, полной любви взрослой жизни.
Мы многому учимся у матерей. Это обучение не только в объяснениях, но и в том, как она сама живет. Если она терпелива, мы учимся терпению. Если она сердита и несчастна, мы учимся быть сердитыми и несчастными. Дар любви матери направлен на ребенка, однако косвенно ее чувства направлены на все человечество.
Духовность начинается дома под началом матери и в ее наставлениях. В Индии мать ходит в храм, чтобы стать сильнее. Вот почему индусы любят жить рядом с храмами. Они идут в храм, чтобы получить силу от Божества, и возвращаются домой, поддерживая это настроение, в котором воспитывается стойкость следующего поколения и добродетель новых граждан мира.
По материалам речи почтенного Субрамуни, обращенной к современным индийским женщинам. 5 января 1980 года.