Место для рекламы

Легенда о том, как бабочки помогли решить на фронте проблемы с маскировкой

Как-то, давненько уже, Юра Слюсарев, профессор кафедры зоологии беспозвоночных СПбГУ, рассказал мне чудесную историю. Она — про заведующего кафедрой энтомологии того же университета Бориса Николаевича Шванвича. Сегодня эта история как-то сама собой всплыла в голове и плотно там застряла. Пришлось произвести раскопки в сети. Биография Шванвича и прочее. Не всё там стыкуется с тем, что я услышал раньше. Буду опираться на то, что запомнил из рассказа, а не на то, что вычитал.

1942-й год. Зима. Война в разгаре. Немцы прут вперёд. В ставке верховного главнокомандующего — плановое совещание. Напоследок обсуждаются противные и не очень понятные присутствующим маршалам и генералитету вопросы. Маскировка. Нет, генералы кое что знают о маскировке: зимой — белые халаты, летом — хаки. Но у немцев всё как-то интереснее. Их аэродромы — не слишком заметны с воздуха, а танки, зачем-то, — пятнистые и полосатые, как и форма обмундирования в некоторых подразделениях и частях.

Товарищ Сталин требует, чтобы маскировкой занялись срочно и вплотную, и не абы как, а строго научно, с серьёзным обоснованием. Мол, мысль о том, что зелёное на зелёном — незаметно, не канает. Это и ежу ясно. Нужно что-то более универсальное. Сталин раздражён. Стучит трубкой по столу. Требует немедленных действий. Генералы чешут затылки. Предлагают копировать маскировку противника. Верховный в ярости. Ему нужен принцип и ясность. Как это работает и почему. И кто сможет этим заняться?

Тут осторожненько слово берёт какой-то свежеиспечённый генерал. Он — из интеллигентов. Может, родители учёные, а, может, и сам, в прошлой жизни науку успел подвигать. Генерал робко докладывает, что, мол, в Ленинградском университете был такой профессор Шванвич. Так вот он, в своё время, возглавлял кафедру энтомологии, пока её не разогнали в начале тридцатых. И занимался покровительственной окраской крыльев бабочек. Может, он на что сгодится? Сталин неопределённо хмыкает и требует срочно, сегодня же, привезти в Москву этого Шванвича и доставить прямо к нему.

Генералы облегчённо подрываются со стульев и бегут исполнять приказание. Козёл отпущения найден. Даже два. Потому что инициатива, сами понимаете…

Звонок в Саратов, куда эвакуирован университет. Никакого Шванвича там нет и не было. Кто-то говорит, что он остался в Ленинграде. А там сейчас, ясное дело, блокада.

Спецрейс готов через двадцать минут. Самолёт летит в блокадный город.

Шванвича находят дома, в постели. Он уже не встаёт.

Куриный бульон в энтомолога заливают прямо в самолёте.

Ночью он уже у Сталина. Главнокомандующий недоверчиво вглядывается в заросшее лицо доходяги-профессора и излагает суть задачи. Немного оклемавшийся Шванвич внимательно слушает и, похоже, даже что-то понимает.

— Ну, что, профэссор, сможэщь помочь армии и фронту?

— Смогу, — сипит в ответ Шванвич.

— Что тэбе для этого нужно, профэссор?

— Три дня и два художника…

Через три дня Борис Шванвич докладывает перед всей Ставкой. Он избегает таких мудрёных слов, как «мимикрия» и «принцип стереоморфизма».

Всё просто, элегантно и доступно. Основа концепции, если в двух словах — выступающее и высветленное красить в тёмное, затенённое и вогнутое — высветлять. Остальное — детали. Художники, под руководством Шванвича, уже всё проиллюстрировали. По сезонам и временам года. Для наглядности на столе стоят объёмные гипсовые модели, раскрашенные так, что их форма совершенно разваливается и уплощается.

Шванвич говорит про «расчленяющий эффект» и про общие закономерности маскировки.

Генералы и маршалы сидят с распахнутыми ртами.

Год спустя, Шванвич снова на приёме у Сталина:

— Проси, что хочэщь, профэссор… Хорошо поработал.

Шванвич задумывается буквально на секунду:

— Хочу кафедру энтомологии. Она была. Но теперь её нет.

С 1944-го по 1955-й, почти до самой смерти, Борис Шванвич заведовал своей любимой кафедрой. К вопросу о том, снится ли Чжоу, что он бабочка, или бабочке снится, что она — Чжоу, он, вполне сознательно, добавил некоторые нюансы.

Похоронен на Большеохтинском. На могиле — памятник с изображением плана строения рисунка крыльев дневных бабочек. И — ни одного танка. А он — танк, там есть. Просто — не виден.

Сказание о Шванвиче, совершенно неожиданно для меня, вызвало бодрый и масштабный резонанс в ЖЖ. Помимо биологов, многие из которых слышали эту легенду раньше, в разных версиях, в бой кинулись профессионалы и любители другой специализации. Подтянулись свежие части интересующихся военной историей. Они популярно объяснили мне, что камуфляж существовал и раньше. Поэтому, байка — «г на палочке». Мол, полосатые и пятнистые танки разной степени зеленоватости ездили по полям сражений и до того. И учебники издавались, и кроме хаки кое-что было.

Спорить не хочется. Да и глупо как-то. Может быть, тем, кто заинтересовался существом вопроса, имеет смысл пролистнуть работы Бориса Шванвича и, возможно, осознать, что он занимался, всё-таки, энтомологией. И покровительственную окраску бабочек не создавал, а исследовал, изучая общие принципы мимикрии. Результатом исследований является описание общих и частных принципов формирования покровительственной окраски. Я имею в виду, что глубокое понимание этих принципов у Шванвича, на момент описываемых событий, уже существовало. А, что касается военных — возможно, они допёрли до основ вполне самостоятельно. В основном — через многие годы после окончания Второй Мировой.

Короче — эта теория мимикрии актуальна по сей день.

Второй момент, который вызывает лично у меня интерес. За каким хреном кафедра энтомологии ЛГУ появилась — подчеркну — в 1944-м году?! В 44-м!!! Самое время, не правда-ли? Чем не аргумент в пользу?..

И ещё — во всей этой легенде меня очень интересует фигура того «генерала», а, может, полковника… В общем, «консультанта», который допёр связать покровительственную окраску бабочек и камуфляж, и, вообще, был в курсе работ Шванвича. Понять эту связь — уже более, чем полдела.

Последнее — никакого танка на памятнике, разумеется, нет. Он стоит рядом. В натуральную величину. А не виден, потому что очень хорошо замаскирован.

https://www.stihi.ru/2017/07/07/7451 http://svpressa.ru/society/article/16691/

Опубликовал    23 июл 2016
2 комментария
  • Аватар Галина Суховерх
    8 лет назад
    Но почему - легенда....Может когда-то эта история перестанет быть легендой....
  • Аватар 12947
    Галина Суховерх
    8 лет назад
    Рад совпадению-думаю также. Видимо документы убрали из свободного доступа- актуальность не исчерпана. Поэтому осталась только живая память и логика. Но аккуратные специалисты без ссылок на документы метят истории термином "легенда". Хотя в сети этот текст гуляет как растиражированная истина. Тест уж больно хорош.

Похожие цитаты

Все левые маскируются умело…
Что не борьба, то за правое дело!

Опубликовала  пиктограмма женщиныРозбицкая Наталья  30 мар 2014

Сила в простоте. А сложность лишь маскирует слабость.

© Вента 2204
Опубликовала  пиктограмма женщиныВента  07 окт 2014

Сколько злым людям не угождай, они всё-равно добрее не станут… Максимум, на что они способны — замаскироваться, нацепив овечью шкуру.

Опубликовала  пиктограмма женщиныРозбицкая Наталья  18 сен 2015