Очень люблю фильм "Москва слезам не верит". Помните, как женское население млело от Гоши? Как бредило Гогой? Как тащилось от Георгия Ивановича? И как было влюблено в Баталова? )) А потом мне попалась вот эта статья. Её автор сломала стереотипы и вытерла ноги о святое )
«В каком вагоне ездит Гоша?» — так называлась статья в одном из советских журналов после выхода фильма: «Москва слезам не верит». И действительно, в исполнении до предела обаятельного Алексея Баталова Гоша был мечтой любой женщины, и не только советской.
Но давайте сдёрнем с образа Гоши баталовское обаяние и всмотримся в обнажённую натуру. Ещё Л. Н. Толстой мудро заметил, что для понимания человека, причём не только другого, но и себя, нужно обращать внимание на его поступки. Вот давайте и мы с вами проанализируем поступки Гоши.
Я надеюсь, этот анализ поможет нам с вами разглядеть человека, понять его, а значит, выявить его мотивы, суметь спрогнозировать его поведение.
Вам не приходилось слышать такое высказывание: «Вот раньше он был таким (такой), а теперь так изменился (изменилась)»? Просто, попадая под очарование обаятельного человека, мы не удосуживаемся понять, что это за человек перед нами и как с ним жить.
Итак, пойдём по последовательности событий. Гоша встречает Катю в вагоне электрички. Сказать, что Катя в том образе, который представила Алентова, могла с первого взгляда произвести неизгладимое впечатление, будет, конечно, сильным преувеличением. Обычная, ничем не примечательная, пролетарского вида женщина. Что же Гошу так вдруг к ней потянуло?
А вот именно это сочетание, где ведущим определением является пролетарский вид. Владимир Меньшов недаром получил «Оскара». Он так упаковал свою красавицу жену, что мы с вами тоже бы решили, что это мастер какого-то завода. И Гошино подсознание чётко сработало: она мне ровня; симпатичная, разумная женщина, причём, как подсказала ему интуиция, незамужняя. Она действительно ему подходила. А уж когда он пришёл к ней домой, осмотрел квартиру, то совершенно искренне сказал: «Годится».
Когда развёлся Гоша, мы не знаем, но, вероятно, прошло значительное время. Потому что его бывшая жена уже успела повторно выйти замуж. Так почему же Гоша, при таком дефиците мужчин, который отмечала Лия Ахеджакова в этом фильме, при наличии обаяния и при отсутствии недостатков — всё-таки неженат? Это ведь насторожило и Катю. Но ведь каждой из нас, когда мы кому-то нравимся, верится в то, что я действительно самая обаятельная и привлекательная и что в меня можно влюбиться с первого взгляда. Хотя, если бы Катя честно посмотрела по сторонам, она бы увидела по две или три таких Кати на каждой лавке, и не только в электричке.
Гоша, как и мы, неосознанно выбирает себе ровню. В своём научном институте, где все женщины, даже лаборантки, имеют высшее образование или стремятся к нему, подходящей партии он себе найти не мог. Потому-то ему так приглянулась Катя.
Мы с вами вряд ли поверим в такую любовь с первого взгляда, мы же люди взрослые, да и Гоша не юнец. Но, хотя он и слесарь, коэффициент интеллекта у него явно высокий. Потому что его поведение результативно, успешно. Он виртуозно владеет техникой обольщения.
Герой пьёт и не пьянеет
Отметим некоторые аспекты этой техники.
Первое, что нужно, — это показать человеку заинтересованность в нем. И Гоша высказывает Кате свои предположения: кто она такая, где работает… Это как гадание по руке, женщине это всегда интересно, гадание её завораживает и интригует.
Затем Гоша делает второй ход. И не просто ход, а целый маршбросок в стратегии любовных отношений. Он показывает Кате, что она для него много значит, что он, наконец, нашёл то, что долго искал. Он делает рыцарский жест — предлагает подвезти её до дома на последнюю пятёрку. Конечно, здравомыслящую Катю это должно было насторожить. Неужели же она в своём платочке за трёхминутный пустой разговор сумела произвести такое впечатление? Или у 45-летнего мужика такой юношеский «романтизм» в крови, что он готов топать пешком домой через весь город? Ну куда нам, женщинам, настораживаться!
Здесь некогда оглядываться по сторонам, ведь только я могу произвести такое впечатление.
«Пикник на обочине», который организует Георгий Иванович, тоже несколько странен для человека в возрасте. То ли он понимает, что без чужих слов не способен понравиться, то ли ему уж так хотелось ускорить события? Здесь что-то не то, что-то меня настораживало, когда я смотрела этот фильм. Но Катю это не насторожило. Ведь это так лестно, когда на тебя хотят произвести впечатление! До анализа ли тут?
Подробно останавливаться на организации драки с подростками я не буду. Но вот что мы с вами должны отметить. Тут у Кати было прозрение. Она была близка к осознанию того, что перед ней находится человек эмоционально незрелый, по сути, тот же подросток.
Почему я утверждаю, что Катя чуть было не прозрела? Да потому, что она стала разговаривать с Георгием Ивановичем, как с подростком Гогой. Она стала его отчитывать. И более того, наказала, чтобы впредь без её разрешения ничего подобного не делал.
Как мы с вами выбираем стиль общения с партнёром? Интуитивно, но практически безошибочно определяя психологический возраст партнёра. Вряд ли Катя стала бы так разговаривать с Николаем, мужем её подруги. Николай, конечно, не так интеллектуально развит, как Гоша, он не знает, что такое социальный статус, но он явно человек зрелый.
Ну и конечно, самым ярким проявлением инфантильности юношеского задора Георгия Ива новича является его демарш после того, как открылась «страшная» тайна: Катя-то оказывается не мастер цеха, а директор предприятия!.. Тут Гошина сущность проявилась во весь рост.
Гоша ушёл в запой. И надо сказать, что, скорее всего, дело это для него привычное. Не знаю, как вас, но меня очень смутил «костюмчик» Георгия Ивановича: майка, а сверху пальтецо. И ряд прозрачных бутылок на столе. Причём у Георгия Ивановича наработанная устойчивость к алкоголю, а значит, организм-то привык. Ведь он-то явно пил до Николая, да ещё и с Николаем. После принятой дозы Николай явно раскис, с непривычки-то. А для Гоши это семечки. Такая толе рантность к алкоголю наблюдается в первой стадии алкоголизма: герой пьёт и не пьянеет.
Ну, это пока он супергерой. А потом понятно, что ждёт этого героя.
А теперь давайте вот что отметим. Психологический возраст Георгия Ивановича, понятное дело, за паспортным не поспел. Развитие Гошеньки застопорилось где-то в возрасте 16−19 лет. А потому Гоша, как любой ребёнок, эгоцентричен, он обиделся на Катю, она его обманула. Об манула! При этом он её даже не спрашивал, где она работает. Слова ей не давал сказать, сам за неё говорил. Небрежно так, свысока, бросил Саше, что он-то зарабатывает побольше, чем её мать. Ну неужели Катя после таких слов должна была выскочить и закричать: нет, я больше, нет, я больше!
Как любой эгоцентричный инфантил, Гоша не подумал о том, как Катя переживёт их разрыв. Были ли у Кати какие-то планы на совместную жизнь? Нет, это даже ему в голову не приходило, главное — её наказать. И вот что ещё интересно. Гошу ведь его коллеги на том самом «пикнике» представляли как совершенно незаменимого работника, без которого созидание кандидатских и докторских просто невозможно. И что? При
таком количестве бутылок понятно, что на работе Георгия Ивановича никто не видел.
Грустно всё это, дамы и господа. Мужичок-то оказался запойный. Да, кроме того, и по-детски обидчивый. Миф о настоящем мужчине мы с вами слегка развеяли.
Но можно ли при этом жить с Гошей? Вполне. И даже счастливо, но только в том случае, если вы будете жить с реальным человеком, а не с тем ложным идеалом, который создали талант и обаяние Баталова. Вот для чего мы привели этот показательный пример.