Рече безумец в сердце своем несть Бог Пс.13.1.
Удивительные вещи порой узнаешь из очень странных источников. Вот возьмем, к примеру, сердце. В церковной практике, в Писании и Предании, именно сердце определяется как средоточие веры и неверия. Начиная с псалмопевца Давида (а может и еще раньше, даже наверняка, я не большой знаток, просто слова Пс 13. под руку попались). Вот и думай тут — как это — «рече безумец в сердце»? Как можно --говорить-- в --сердце--? Где речь и где сердце? Дальше — еще круче. Отцы Церкви говорят о сердечной молитве, о том, что Иисусова молитва --опускается-- в сердце и там --само движется--. Это как? Это, должно быть, поэтическое какое-то преувеличение, метафора? Ну не может же, в самом деле, сердце говорить?
И тут вдруг попадается на глаза передача воинственного атеиста, пламенного борца за права эволюционной теории Ричарда Докинза, где он в качестве доказательства неразумности творения (а на самом деле все само собой эволюционно сформировалось) приводит строение гортанного нерва у животных (начиная с рыб и заканчивая млекопитающими). Оказывается этот нерв, отвечающий за дыхание, глотание и --речь--, выходит (как и положено) из мозга, опускается вдоль шеи к --сердцу--, охватывает там артерию и затем поднимается опять по шее к гортани. Вот, победно, восклицает Докинз, даже у жирафа этот нерв такой глупо-непропорционально длинный! Вдоль всей шеи жирафьей сперва вниз, а потом вверх! Любой инженер в здравом рассудке, мол, не стал бы делать такую глупую ошибку, а просто бы протянул нерв от мозга к гортани! Это все оттого, говорит Докинз, что когда-то у рыб нерв так сформировался, там закорючка получается небольшая, а затем уже оно не могло по другому, отлилось в генах.
Смотришь на эту передачу и думаешь: слава Богу за все! Слава премудрости Божией! Вот она, связь сердца и речи. Вот он, нерв. Ну надо ж…