Я вам расскажу, почему русскому человеку так трудно жить в Европе. Точнее, почему я думаю, что ему тут делать нечего, пока ему не перевалило за пятьдесят. Или пока он не инсталлировал себе в мозг шэо‑метод. А вот почему.
Представьте себе, скажем, хоть Францию. Что бросается в глаза в людях, когда немножко тут потусуешь? Я вам скажу, что.
Скромность. Маленькие машинки. Велосипеды и мотороллеры. Маленькие квартирки с тонкими стенами. Простая одежда. Бутерброды с водой или дешевым вином. Кафешки, где можно обойтись одним кофе за вечер (но все же романтика).
Эта скромность охватывает все слои общества, даже зажиточные. Показывать, что у тебя есть деньги, не принято. И не принято стесняться того, что у тебя их мало. Потому что ощущение, что у всех мало. Это объединяет. Государство живет на зарплату, все платят налоги.
И вот, кстати. Если не говорить о скромности самих граждан (которая частью национальная гордость, а частью поза, хотя у французов поди пойми, как отличить одно от другого), то само государство в целом производит впечатление устроенного. Изобильнейшие магазины, бархатные дороги, ухоженность почти абсолютная, ну и вообще.
И вот у меня это все как‑то не вязалось. Но вчера, когда мы поехали в Эперне (столицу шампанского), связалось. Я понял, что желание иметь самый большой дом, самую дорогую машину, самые модные тряпки… оно не естественно для человека, как я раньше думал, а оно воспитано средой.
Наши, открыв ресторан в Париже, сетуют, что все деньги уходят на разного рода выплаты, почти ничего не остается, чтобы открыть второй ресторан, разбогатеть, купить виллу и яхту, нанять персонал, управляющего, плевать в Средиземное море и не работать. Ну, так ведь так и правильно! В европейской модели нужно, чтобы хозяин был в ресторане, и чтобы он не на порше приезжал и уезжал, а на велике. Иначе это была бы не Европа, а что‑то другое.
Здесь ты снимаешь маленькую квартирку и проводишь время в кафе. Или покупаешь вкусный багет за 1 евро и два куска прекрасной ветчины за 2 евро и делаешь себе бутерброд, который не сделаешь больше ни в одной стране мира, особенно если добавишь салата и сыра. Не нужно идти в магазин для богатых, потому что и в обычном супермаркете всего не перепробовать. Ну, и так далее. Ты не сам по себе, ты в поддерживающей среде.
Понятно, что всегда есть противоположные примеры, особенно кто глубже погружен в эту самую среду (или кто вообще не погружен никак), но мне хотелось высветить принцип: европеец довольствуется малым. Вот почему неделями можно путешествовать и не встретить ни одного полицейского. Вот почему ты еще и не вышел на зебру, а машины уже встали. Вот почему все улыбаются. И вот почему обеды по два часа и после шести никто не работает. Эмоциональный аспект жизни гораздо слабее. Нацеленности на успех и на быстрые результаты нет.
И вот почему нашему человеку тут жить так трудно — особенно в глубинке. Трудно, потому что скучно. Словно тебя отправили на преждевременную пенсию. Потому что без пыли в глаза нам никак, а пыль тут понимают именно как пыль. За счет чего на родине, например, чувствуешь себя намного более в своей тарелке.