Место для рекламы

Время помолчать

"Много не п*зди. Мало п*зди". Ефрейтор Мамададзизов

Принцип воздержания в речах и мыслях, тем более на публике, придумали задолго до появления интернета. Даже слово специальное придумали — «эпохе».

Древние не значит глупые.

Термин «эпохе» появился в Древней Греции во времена развития сократических школ. В особой чести он был у философов скептиков. В сущности, обозначает он очень простую вещь — фигуру умолчания, воздержание от суждения. Казалось бы, чего проще — в разгар спора ответить своему оппоненту молчанием? Или тем же самым способом выразить свое мнение касательно того или иного предмета. Но так ли это просто, как кажется? Вовсе нет.

Даже в те давние времена это было не просто. А ведь греку, чтобы высказаться требовалось провести серьезную подготовку. Во-первых, выйти из дома. Во-вторых, дойти до рыночной площади, или любого другого места общественных собраний, там вступить в разговор и после всего этого еще и воздержаться от суждения. Чего уж говорить о нас. Современный человек может высказывать свое мнение не то, что не выходя из дома, но даже практически не приходя в сознание. Достаточно провести пальцем по экрану своего гаджета и Facebook сам спросит тебя — «О чем вы думаете?». Так будто бы мышление есть процесс автоматический.

Для нас созданы сподручные устройства — планшеты, смартфоны, ноутбуки и т. д., и «дружелюбные» интерфейсы социальных сетей. Со всех сторон как будто призывают — общайся, общайся больше, мир велик, а интернет стирает границы. Как же тут удержаться от высказываний! Говорить можно на любую тему, в любой части света. И даже если в какой-то части света на какую-то тему говорить запрещено, то все равно можно, сами знаете как.

Вопрос безответственности высказываний в интернете — будь то политика, социалка, техника и т. д., вовсе не свеж. Подробный разбор его походил бы на просмотр сто пятнадцатой серии фильма про непобедимого зомби: гнилостная пасть с невероятно крепкими зубами щелкает у самого лица главного героя, но в последний момент тому удается вырваться. «Диванные политологи», «спортивные эксперты», «офисные стратеги» и прочие специалисты заполняют своими высказываниями страницы социальных сетей, топики форумов и проч.

Зачастую их мнения при внешней наукообразности и как бы стройной логике — сто процентная чушь, ахинея или провокация. Как и было сказано, подробно разбирать это явление мы не будем, но все-таки вскользь его коснуться необходимо, как части глобального процесса.

«Я пощу, следовательно, я существую»

Дело в том, что в современной информационной среде изменился сам принцип высказывания. Это уже необязательно оформленное в виде текста или устной речи сообщение. Селфи, фото еды из ресторана — это тоже высказывания, несущие вполне конкретную информацию. Вместо того, что бы писать отчет или отзыв о каком-то месте или мероприятии достаточно сделать селфи и ваш подписчик в Instagram все поймет по выражению лица или фону. Можно присовокупить к фото краткий комментарий или прилепить соответствующий смайлик. Это очень удобно, совсем не нужно напрягаться. А ведь для того и существуют гаджеты, чтобы человек поменьше напрягался, не так ли?

Зачем писать или читать, когда можно постить и смотреть. То, что большую часть информации о мире мы получаем в виде текста или гипертекста, скорее всего уже сейчас является простым пережитком прошлого, анахронизмом, существующим единственно ради поколения, народившегося на свет до интернетов.
Видеоряд постепенно подменит собой информационные и новостные колонки. И социальные сети играют в этом процессе важную роль.

Одна картинка заменяет абзац текста. Один демотиватор или «Аткрытка», расскажут всем вокруг о вашем настроении или образе мыслей куда лучше, чем вы сами. И в то же время этот самый демотиватор будет как бы вашим высказыванием, ведь он у вас на странице, в вашей ленте, в вашем паблике. Перепостили и можно ждать комментариев. Причем здесь «эпохе» и скептики? При том, что по мнению философов скептиков излишнее внимание к жизни, образу мыслей и действий других отвлекает человека от самого себя. От решения собственных проблем, насущных задач и, в конце концов, мешает личному развитию.

Собственно «эпохе» придумано не только для более глубокого познания конкретных явлений, мол, не высказываешься до тех пор, пока не познаешь самую суть предмета, но и для дисциплины ума в социальных аспектах.

Время помолчать

Не следует высказывать свое мнение о других, обсуждать чужую жизнь и не важно — хвалить или порицать.

«Эпохе» — это в том числе и призыв человеку обернуться к самому себе.
Интернет же и социальные сети — огромный телескоп направленный на других.
Сколько друзей у вас на FB? Скольких из них вы знаете лично? Скольких из них вы видели больше одного раза в жизни?

Почему толпа никогда не виденных вами незнакомцев называется вашими друзьями? Что заставляет вас читать их посты, интересоваться чужой, недоступной вам жизнью, забывая про свою собственную?

Зачем вы реагируете, ставите лайки или смайлики под высказываниями, которые вас совершенно не касаются? Зачем вы ждете комментариев от незнакомых вам людей?

Скорее всего, это борьба со скукой и одиночеством.

Ответ банальный, но иных объяснений нет.

Открывая целый мир, стирая границы стран, государств, часовых поясов, социальные сети в то же время стирают и закрывают самого человека. Как говорил незабвенный Тайлер Дёрден — «ты — это не твоя работа».

Сегодня продолжение этой мысли напрашивается само собой: ты — это твой аккаунт на fb или vk.

Ну, и что хотелось бы сказать в завершении: ставьте лайк, заходите на мою страничку, делайте перепост!

Опубликовала    16 июн 2016
0 комментариев

Похожие цитаты

А знаете, понимание и осознание — это две разные вещи.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныНеисправляемый  03 янв 2013

Как известно, чужая душа — потёмки…
Но как много любителей лезть в эти потёмки и как мало тех, кто стремится зажечь там свет…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЮрий Смирнов0  13 апр 2013