Родня вампиров и упырей
— Ты так сильно походишь на русалку, — продолжал спокойно ведьмак, — что обманешь любого, черноволосая. Но лошади никогда не ошибаются. Узнают таких, как ты, инстинктивно и безошибочно. Кто ты? Думаю, что муль или альп. Обычный вампир не вышел бы на солнце.
А. Сапковский, «Крупица истины»
Помимо классических вампира и упыря есть еще немало более редких типов мертвых кровопийц и каннибалов. Они по большей части находятся в отдаленном родстве с вышеупомянутыми видами нежити.
Стрыга
Стрыга, она же стригой или морой, чаще всего встречается на исконной вотчине вампиров — в Трансильвании, но видали ее и в более широком регионе — от Рейна до западной Украины.
Стрыгу можно считать «недостающим звеном», связывающим вампира с упырем. Она питается кровью и днем спит в гробу, как вампир, но повадки у нее ближе к упырьим. И вообще это существо убогое и несчастное.
У стрыги есть две базовых формы. Более знаменита она в виде летающей головы с крыльями или, реже, крупной птицы, у которой голова составляет больше половины тела; именно в этом обличье она, бесшумно летая по ночам, пьет людскую кровушку.
Это интересно: вообще-то по румынски striga — это сова-сипуха. Да, голова у нее немаленькая, но все ж таки не в полтела.
Во второй форме она похожа на оборванную нищенку или старую ведьму. Пока стрыга молода, она рискует показываться в таком виде днем; но, попивши крови несколько лет, вынуждена по примеру
«старших братьев"-вампиров отдыхать в саркофаге.
Некоторые авторитеты утверждают, будто бы молодая стрыга вполне привлекательна и способна пить кровь в человечьем облике, соблазняя жертв на манер вампира. Отличить ее можно по рыжим волосам и голубым глазам, но, встретив девушку с такими приметами, не спешите готовить осиновый кол — сперва прослушайте ее стетоскопом. У настоящей стрыги — два сердца!
Старые и опытные кровопийцы осваивают превращение в волка. Казалось бы — зачем? Ответ прост: в этом виде они командуют волчьими стаями и даже вервольфами.
Сражается стрыга, буде доведется, голыми руками (из которых выпускает преизрядные когти). Мало не кажется: силушка у нее нешуточная.
Большую часть жизни (по крайней мере — ночной) стрыга подвластна жгучему голоду, который и удовлетворяет в меру своих сил. На активную социальную жизнь времени не остается; больше половины своего существования стрыга подобна бездумному и бессмысленному упырю.
Появляется она, как и упырь, непроизвольно — в результате осквернения могилы. Да, даже самая молодая и относительно симпатичная стрыга уже довольно давно мертва.
Мужчин-стрыг не бывает.
До переселения на Карпаты стрыги обитали преимущественно в Италии и Далмации; древние римляне именовали их «стрикс», то есть «сова». Они предпочитали нападать группами, поскольку в кровопьющей форме были мельче, и крови одного человека хватало на трех-четырех.
Ламия
Ламией звали царицу Ливии, которая стала любовницей Зевса и родила ему нескольких детей.
Дальнейшее легко представят себе все, кто знаком с историями зевсовых измен: ревнивая Гера обезобразила Ламию и убила ее детей. Та, ожесточившись, стала красть чужих детей и пить их кровь.
Видимо, уже в этой стадии своего существования она породила немало потомков; во всяком случае, даже сейчас, если спросить греков, вы узнаете, что ламий порой можно повстречать в глухой местности у старых развалин, а то и в городе по ночам. И диета у них все та же — самая что ни на есть вампирская.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что ламия по своим способностям крайне похожа на вампира. Здесь и гипнотизирующий взгляд, и масса запретов сходного рода, и способность менять форму. Правда, нетопыриным крыльям ламия предпочитает облик змеи (и даже в человеческом виде язык ее остается змеиным, поэтому говорит она свистящим голосом).
Некоторые ламии способны принимать и другие формы: например, львиное тело и человеческий торс с когтистыми руками.
Сродни ламии и эмпуса — ее можно опознать по ослиным ногам и по привычке закусывать выпитую кровь мясом жертвы.
Дампир
Этим цыганским словечком обозначают потомство от брака вампира в 15-м (вариант 10-м) поколении с человеческой женщиной; причем женщина должна остаться в живых до момента рождения ребенка.
Дампир может унаследовать, а может и не унаследовать папину кровожадность, но в любом случае он может видеть вампиров сквозь невидимость и в обличье тумана, а его оружие (или клыки, если удался в папашу) способно поражать вампиров насмерть. Поэтому дампир — самый эффективный охотник на кровососов.
Почему конкретно его оружие смертельно для вампира — на этот счет есть немало версий. Одна из самых диких — это способность… превращать в полете пулю в осиновый кол.
О блестящих победах дампиров есть немало историй.
Лет сто назад в Болгарии, Трансильвании, Венгрии дампиров было на удивление много. Они ходили по деревням и предлагали свои услуги в уничтожении монстров, которых никто, кроме них, был увидеть не в состоянии. Злые языки утверждают даже, что некоторые из них были самыми натуральными шарлатанами; наверное, нужна немалая отвага, чтобы назваться дампиром и не побояться вампирской мести?
Альп
Этот обитатель Германии, Дании и Фландрии, неочевидно, был ли он когда-либо живым. Повадки альпа представляют собой нечто среднее между классическим вампиром и инкубом; он действует в первую очередь соблазнением.
Одна из самых интересных черт альпа — это контроль над сновидениями. Поэтому альп, желая полакомиться обитателями какого-нибудь одинокого домика на ферме (в который ему, как и вампиру, вход заказан) действует обычно так. Превращаясь в летучую мышь либо кошку, забирается на крышу и вселяет в обитателей кошмарный сон; если этого недостаточно (никто в панике не убегает из дому), он обрабатывает их всю ночь, а кроме того — тем же способом приводит в исступление лошадей, чтобы с утра не на чем было уехать. В итоге на вторую ночь, как правило, ему достается пожива.
Ветала
Не вполне понятно, почему, но большинство классификаторов без колебаний относит веталу к вампирам. Хотя по диете он ближе к упырям — предпочитает мясо крови.
Но утонченностью и интеллектом он, конечно, ближе к «королям ночи».
Обитает ветала в Индии, преимущественно в окрестностях кладбищ; эти неупокоенные духи мечтают о том, чтобы проследовать путем прочих душ, но не могут. Этот факт вселяет в них ненависть ко всему живому.
Ветала обладает рядом вампирских способностей (гипноз, превращение в летучую мышь, невидимость), а кроме того, как демон или экимму, может вселяться в человека (создавая эффект одержимости).
Еще ветала непрочь поиграть с человеком — как правило, на его душу. Любимая игра — в загадки. В случае проигрыша ветала, как Голлум, обещает вывести заблудившегося (а то и подарить «подарочек»), а уж если победит — то душа проигравшего останется караулить новых неосторожных в роли веталы, а сам ветала наконец-то упокоится. Правда, иногда что-то идет наперекосяк, и на кладбище поселяются уже два веталы. Если же отказаться от игры — то придется принять бой…
В общем, шансы на благополучный исход при встрече с веталой есть разве что у мастеров загадок и специалистов по интеллектуальным играм. Уговор ветала чтит — в отличие от Голлума, все индийские духи к выплате проигрыша относятся крайне скрупулезно, даже если во всем остальном у них нет ни капли чести.
Есть в Индии и другие кровопийцы — в частности, среди существ, подвластных богине Кали, которая и сама не прочь опохмелиться напитком, «делящимся по группам, а не по градусам».
Чупакабра
Некоторые вампиры пьют не человечью кровь, а кровь животных: и греха такого нет, да и намного безопаснее. Увы, для вампирского метаболизма это крайне вредно: обладатель этой привычки постепенно и сам превращается в животное, напоминающее бесшерстного бульдога с человечьими, но когтистыми руками и полыми клыками-иглами. Тварь способна прыгать не хуже тушканчика, но особых сверхъестественных способностей за ней не замечено.
Первое упоминание о них было как о разновидности сильно деградировавших стрыг, без особого названия.
В наши дни такое существо частенько замечают в Латинской Америке, особенно на Гаити и Пуэрто-Рико: потому-то его основное название, чупакабра — на испанском языке. Но видели их и в США, и даже в России. Например, некоторое время назад подымалась шумиха по поводу скелета чупакабры, обнаруженного на Оке.
Есть даже фотографии этой гнусной, но почти безопасной для человека твари. Между прочим, вампир, по идее, не должен отображаться на фото — так что видимо, чупакабры совсем деградировали.
Зоологи полагают, что речь идет о мутации или даже просто о собаке, волке либо шакале, пораженном кожным заболеванием. Хотя последняя версия объясняет далеко не все.
Лацедон
Если упырь появляется из-за отсутствия должного погребения, то море должно порождать их тысячами. Ведь матросы редко удостаивались могилы, даже если скончались на борту корабля от ран или болезни, а уж о кораблекрушениях и затопленных в бою кораблях и разговору нет.
Так оно и есть: утонувшие, особенно на мелководье, нередко бывали замечены в упырином обличье. Морской упырь отличается от обычного перепончатыми конечностями, слизью на коже и иссиня-зеленоватым оттенком кожи; в остальном это примерно то же существо.
Японские лацедоны — каппе — отличались тем, что не поедали своих жертв, а напивались их кровью. В остальном же они неотличимы от обычных морских упырей.
Некоторые из существ, известных как русалки, тоже по сути своей лацедоны — только пресноводные. Они обычно сохраняют толику разума. Иногда, если они живут достаточно долго, они переходят в высшую форму, напоминающую по свойствам вампира.
Черная лиса
По некоторым данным, известнейшая среди китайских оборотней — женщина-лисица, или черная лиса — не настоящий оборотень, а именно вампир.
Судите сами: немало историй рассказывают, что черная лиса была раньше девушкой, которая умерла от несчастной любви, грубого обращения или жестокого убийства. В дом она не может войти просто так — нужно приглашение, которое она добывает обманом, иллюзией или соблазнением. Часто ластится к детям, чтобы те пригласили в дом.
У своих жертв пьет кровь.
А вот японская лиса-кицуне, превращающаяся в человека — именно оборотень.
Брукса
Это слово на кельтиберском (язык обитателей Пиренейского полуострова, живших там до римского завоевания) означало что-то вроде «ведьма»; сейчас оно трансформировалось в «бруха» (у испанцев) или «бруджа» (у португальцев).
В сущности, это значение слова и сейчас остается основным. Однако многие полагают, что, если бруджа достаточно долго готовит и пьет свои зелья и эликсиры, то после смерти ей уготована нежизнь на вампирский манер.
Существенное отличие бруксы от классического вампира — в том, что она никогда не обращает свой гнев и голод на семью и на свою деревню; более того, она выступает своего рода «демоном-хранителем» родного поселения, оберегая от врагов и разбойников. Правда, порой при этом навлекает на нее дополнительные неприятности; например, разве не выгадает — с точки зрения порченого разума бруксы — деревня, коль скоро едущий в нее сборщик налогов случайно скончается в пути? А что потом решат власти — это ей невдомек.
Даже в славящейся своими кострами Испании деревню, где завелась брукса, карать остерегались. Если вдруг поселение, где она родилась, придет в запустение — брукса впадет в ярость, достойную берсерка, что при ее возможностях обойдется окрестностям недешево.
Летучие мыши-вампиры
В их существовании не сомневаются даже самые отъявленные скептики. Живет в Америке летучая мышь-вампир, которая пьет кровь скота, а при случае и человека.
Так? Так-то так… Но не совсем. Летучая мышь-вампир действительно существует, и не одна: есть, например, Vampyrum spectrum и еще несколько видов. Все так, но вот кровь они не пьют. Мышей (сухопутных) ловят, да, а также ящериц, порой непрочь позакусить крысой (даром что размером они ее не превосходят), но всю эту дичь они поедают безо всяких «извращений».
Но летучая мышь-кровопийца действительно есть. Только она называется не «вампир», а «десмод».
Она совсем маленькая, весит граммов 40. Поэтому серьезной опасности представлять десмод не может — разве что их ну очень много, а вы ну очень беспечны. Десмод прокусывает жертве кожу, вводит средства для анестезии и несвертывания крови (они у него в слюне) и аккуратно всасывает кровь язычком. Ранка бывает с полсантиметра в длину и несколько миллиметров в глубину. Для насыщения ему нужно граммов 20−40 (то есть, от половины его веса и более).
Между прочим, фермент слюны десмода, который обеспечивает несвертывание крови, называется дракулином.
Ничем другим питаться десмод не может в принципе: пищеварительный тракт у него настолько короткий, что другой пищи он не усвоит. Такая диета правильно называется гематофагией.
В основном он охотится на животных, кусая их за уши и другие мало покрытые шерстью части. Очень любит кур, у которых есть такой удобный гребешок.
Весьма любопытны повадки десмодов; так, например, поскольку они должны питаться достаточно часто и не могут долго голодать, они порой кормят друг друга — изо рта в рот.
Для человека десмоды… порой весьма полезны. Потому что выделенный из их слюны фермент привел к появлению лекарства десмотеплазы, успешно лечащей инсульты; и это, как считают фармакологи, далеко не последняя польза, на которую можно рассчитывать от исследования этого печально известного рукокрылого.
Исторические вампиры
Валашский господарь чать не кафолин, а православный вождь и за веру крепко стоит. Недаром турки с таким страхом поминают славное имя князя Дракулы.
С. Логинов, «Колодезь»
Не секрет, что в нашей истории хватало вампиров. Не то чтобы мы были и впрямь уверены, что они жили после смерти, пили кровь и обращались в облачко тумана, но показаний на эту тему собралось столько, что в «описанном прошлом» они точно жили.
Граф Дракула
Рвзумеется, самый знаменитый вампир — Дракула, он же Влад III Цепеш. Господарь Валахии в 1456—1462 годах (граф — самый близкий к этому западноевропейский титул).
Валахией называлась тогда территория восточной Румынии и Молдавии.
В качестве вампира его ославил на весь мир Брэм Стокер; до того его слава была мрачной, но не настолько. Прозвище Цепеш переводится с румынского как «сажатель на кол»; другое прозвище, Дракула — как «сын дьявола».
У будущего господаря Валахии было трудное детство: в 13 лет он попал в заложники к туркам на 4 года. Это сделало его яростным противником турок; в своем стремлении вести с ними бескомпромиссную борьбу он во многих боярах видел предателей (и справедливо). Пытки и казни при нем развились до таких масштабов, что вызывали удивление даже в этот, мягко говоря, не слишком гуманный век.
Первые слушки о том, что господарь валашский — вампир, пошли потому, что Влад имел милую привычку завтракать на месте казни или в пыточной. Там ему почему-то завтракалось с особенным аппетитом. А если приходилось принимать пищу в пиршественном зале, то и тут он находил способ себя развлечь: например, известна история, как он прямо за столом приказал кому-то прибить шапку к голове гвоздями.
Так что слава его, по большому счету, заслуженна. Правда, можно задаться закономерным вопросом, чем лучше наш Иван Грозный…
Воевал Цепеш храбро и умело, но под гнетом его тирании в стране один за другим зрели заговоры. В результате одного из них ему пришлось бежать в Венгрию; однако через 13 лет он вернулся, снова взял власть, но практически сразу после этого был убит. А голову его послали в подарок турецкому султану.
Бывают такие заступники родной земли и веры, что уж лучше турки…