Все новости последних дней затмило событие, происходившее в далекой стране свеев и гетов, находящейся где-то далеко за Германским морем. Рассказывают, будто в деревню Штокхольмур съехались певцы и певицы из самых разных стран и устроили состязание в сладкоголосии и вилянии задами под звуки лир — в общем-то ничего примечательного в этом нет, как и давно не было, однако обсуждение сей ярмарки тщеславия сейчас почему-то занимает умы римлян. О ней говорят на рынках в Тибуртине и грязных кварталах Субура, ведут споры на Форуме и даже в Сенате.
Начать надо с того, что на состязании победила девица из Умбрии, хотя отец у нее скиф из Таврики, а мать так и вовсе родом из Киликии — спела она лицемерно-грустную песнь о том, как ее предков по приказу Суллы вывезли из Таврики и бросили в степи — тут и впрямь было бы о чем погрустить, но спрашивается, зачем было пращурам певицы радостно встречать войско германского вождя Атаульфа Безумного, убивать римлян и даже служить в его «Черных когортах», известных своей жестокостью и кровожадностью?
Самое смешное в другом — от Рима к свеям поехал некий Лазарь, грек не то в плохом, не то в хорошем смысле этого слова. Правда ведь, что на данном состязании нужно не только петь и трясти афедроном: известно, что там бывали самые разнообразные уродцы вроде бородатой матроны, у которой сквозь тунику просвечивало то, о чем при отроках лучше не упоминать из соображений нравственности, а племя саамов как-то послало соревноваться нескольких дурачков от рождения. И уж конечно, только приветствуется, если ты грек (в хорошем смысле, а не несостоятельный должник). Лазарь так хотел всем понравиться, что наговорил множество благоглупостей о том, сколь дивна и радостна жизнь у греков в Риме, что если Рим победит в состязании то пусть все греки Ойкумены приезжают в Вечный город и прочую елейную чепуху.
Квириты же, посмеиваясь, в большинстве желали победы именно Умбрии — лишь бы на следующий год этот приют для безумцев с бородатыми феминами не обосновался на площади под Палатинским холмом. Что, собственно, и получилось — Лазарь занял третье место, на втором оказалась действительно достойная певица из страны антиподов Terra Incognita (она так и ходила вниз головой, как все антиподы), первое же досталось умбрийке скифско-киликийского происхождения — честно или нет, теперь уже неважно.
Самые разумные квириты при этом известии разразились хохотом — раз следующее состязание состоится в Умбрии, лесные дикари непременно начнут клянчить у соседей золото ради его проведения, а если монет не хватит, то назначат местом проведения Римскую Таврику, которую почему-то считают своей: в этом случае срыв песенных соревнований можно будет сразу объяснить кознями римлян вообще и Цезаря Августа в частности, полученные деньги стащить и потратить на вкусный поросячий жир — излюбленное лакомство умбров.
Гай Анонимус же со своей стороны может сказать любезным квиритам одно: ступайте же, о граждане, и трудитесь, а не чешите языками — занимайтесь тем, чем мы занимались извечно: стройте эфирные ладьи, служите в непобедимых легионах, возводите огромные храмы во славу богов и предков. Неужели вам так интересны музыкальные пристрастия греков, пускай они и греки в хорошем смысле этого слова?!