Место для рекламы

Последнее искушение Мастера

125 лет назад родился русский и советский писатель и драматург Михаил Афанасьевич Булгаков http://tsargrad.tv/article/2016/05/16/poslednee-iskushenie-mastera

«Литературным трудом начал заниматься с осени 1919 года в городе Владикавказе, при белых. Писал мелкие рассказы и фельетоны в белой прессе. В своих произведениях проявлял критическое и неприязненное отношение к Советской России. На территории белых я находился с августа 1919 года по февраль 1920 года. Мои симпатии всецело на стороне белых, на отступление которых я смотрел с ужасом и недоумением. (…) С моих слов записано верно. Михаил Булгаков».

Это выдержка из допроса 35-летнего Михаила Булгакова в ОГПУ 22 сентября 1926 года, который произошел после обыска в его доме и изъятия рукописи повести «Собачье сердце». Сталин уже четыре года как был генсеком, пять лет как расстрелян Николай Гумилев, год как 26 выпускников Александровского лицея казнили по обвинению в создании «контрреволюционной монархистской организации».

Зная все это, подследственный тем не менее подписал протокол недрогнувшей рукой — только запонка по-старому, по-дореволюционному сверкнула на белой манжете. Не слишком известный в те годы писатель и журналист, и совсем еще неизвестный драматург вообще выглядел так, словно не было никакой революции и привели его на допрос не из коммунальной квартиры на Большой Садовой, а с ужина в ресторане «Англия»: крахмальный воротник, галстук и жилетка, часы на цепочке, прямой пробор смазанных бриолином волос. Следователь Гендин, который вел допрос и которому позже поручат расследовать обстоятельства самоубийства Маяковского, смелость и прямоту писателя оценил: Булгакову не вернули рукопись, но его самого отпустили с миром.

«Что вы хотите от Миши Булгакова? — говорил его тогдашний коллега по газете „Гудок“ Илья Ильф. — Он только-только, скрепя сердце, признал отмену крепостного права. А вам надо сделать из него строителя нового общества!»

Строить новое общество действительно не входило в планы честолюбивого, жесткого и волевого писателя. Булгаков хотел делать популярную, коммерчески успешную литературу, писать пьесы и иметь достойную жизнь. Революция смешала все карты: грандиозный эксперимент требовал всеобщего участия и отказов не принимал. Тем не менее, и слова и внешний вид автора «Белой гвардии» и «Мастера и Маргариты» были одним сплошным отказом. Он словно пытался доказать, что жить в России после 1917-го так, как будто ничего не случилось, и не поступиться ни одним из принципов возможно.

МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ

«С первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я — мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса…» — напишет Булгаков позже в своем «Письме правительству СССР», одном из самых цитируемых его нехудожественных текстов.

Мистика будет действительно сопровождать Булгакова на протяжении всего творческого пути, а к мистическим краскам он будет прибегать не только для изображения «бесчисленных уродств быта». «Роковые яйца», фантастическая повесть о гигантских змеях, появившихся в результате неудачного эксперимента, — вещь, которая удивительным образом перекликается с темными серпентологическими фантазиями булгаковского заокеанского современника — Говарда Филлипса Лавкрафта — и предвосхищает ужасы Стивена Кинга. Мистика есть и в «Собачьем сердце», а о романе «Мастер и Маргарита» я и вовсе скромно промолчу.

Но мистика была не только предметом творчества Булгакова — она окружала его, и наиболее явственно дуновение инфернальных сквозняков он, скорее всего, ощущал, когда на сцене МХАТа при неизменных аншлагах шла его пьеса «Дни Турбиных», а советская пресса громила «булгаковщину» и называла автора «новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс».

Собственно, именно туда, во МХАТ, на генеральную репетицию «Турбиных» и отправился наш герой после допроса в ОГПУ. Премьера состоялась через день — успех был оглушительным. Сам факт, что в 1926 году на сцене одного из главных театров СССР шел спектакль, в котором с симпатией изображалось белое движение, казался результатом вмешательства потусторонних сил. Более того, сам Булгаков после своего триумфа не просто переехал из коммуналки в трехкомнатную квартиру в бывшем особняке купцов Решетниковых, устраивал званные обеды и теперь уже на всю страну заявил о своем праве жить по дореволюционным стандартам, но еще и открыто бравировал своей «инакостью». К критикам из всесильного РАППа он спускался в зал в смокинге, в перчатках, с моноклем в глазу и, адресовав им короткую уничижительную речь, удалялся в полной тишине.

Сновидческая, полная нежной ностальгии «Белая гвардия» — она, собственно, об этом. Ее герои — юнкера и офицеры царской армии, — оказавшись в самом центре гражданской войны, защищают свой дом, распадающуюся на части империю, уже отрекшегося от престола царя. В их доме — голландская изразцовая печь, часы-ходики, которые играют гавот, мебель старого красного бархата, малиновые ковры — все то, над чем новая эпоха потешалась как над «мещанством». Но и мы и читатели в 1925 году уже знали, что герои обречены. И эта обреченность придает бытию обитателей дома на Андреевском спуске в Киеве высоту и благородство трагедии. Булгаков немного играл в собственных героев, когда расправлялся с критиками и когда отворачивался, на прощание бросив офицерское «Честь имею».

Между тем у силы, позволившей ему все это, был конкретный адрес и даже конкретное имя. Спектакль нравился генеральному секретарю ВКП (б) Иосифу Виссарионовичу Сталину: он посмотрел его самое меньшее десять раз из полутемной ложи, которую во время таких визитов завешивали портьерами. Булгаков об этих визитах знал: они волновали его, давали почву воображению, напитывая те его потусторонние резервуары, из которых потом появится Воланд из «Мастера и Маргариты».

Власть в России имеет характер метафизический, а «мистический писатель» понимал это как никто другой. И глядя в сторону сдвинутых портьер, не мог хоть раз да не подумать, что сделка его с высшими силами состоялась, что хозяин сдался перед его твердостью и честностью — так же, как когда-то сдался следователь Гендин, — что он смог одной только силой своего таланта раздвинуть границы возможного, добиться всего что хотел, и что теперь — только вперед.

НОЧНОЙ ЗВОНОК

Сталин: А я вам скажу, я с точки зрения зрителя скажу. Возьмите «Дни Турбиных». Общий осадок впечатления у зрителя остается? Это впечатление несокрушимой силы большевиков. Даже такие люди — крепкие, стойкие, по-своему честные (в кавычках) — должны признать в конце концов, что ничего с этими большевиками не поделаешь.

Десняк: Когда я смотрел «Дни Турбиных», мне прежде всего бросилось то, что большевизм побеждает этих людей не потому что он есть большевизм, а потому что делает единую, великую, неделимую Россию. Это концепция, которая бросается всем в глаза, и такой победы большевизма лучше не надо.

Приведенная здесь цитата — отрывок стенограммы встречи Сталина с писателями в рамках недели украинской литературы в 1929 году. Сталин тогда еще был не вполне тем Сталиным, каким стал впоследствии — он еще играл в демократию, с ним можно было спорить. Сама эта стенограмма целиком — удивительный документ, демонстрирующий и общий поразительно низкий уровень дискуссии, и то, что первый генсек понимал в литературе больше, чем «писатели», с которыми он встречался, и вообще документ вскрывает приводные ремни судьбы.

Своего любимца хозяин Кремля в тот вечер сдал. Это был не единственный фактор — была еще пьеса «Бег» (которую Булгаков писал, явно уверенный в своей вседозволенности и неприкосновенности) и несовместимость Булгакова с советской литературой вообще. Мистический писатель, монархист и белогвардеец не мог вечно оставаться исключением из правил. В 1930 году все пьесы Булгакова были исключены из репертуаров тогдашних театров.

В ответ Булгаков написал «правительству СССР» (имея в виду, конечно, лично Сталина) свое знаменитое письмо, отрывок из которого я приводил выше. Оно выдержано в том же духе, что его беседа со следователем на допросе: Булгаков четко очерчивает свою позицию, обозначает себя «мистическим писателем», который не умеет писать о рабоче-крестьянском быте, и в конце просит дать ему работу в театре. «Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя — я прошусь на должность рабочего сцены. Если же и это невозможно — я прошу советское правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, — нищета, улица и гибель», — написал он.

Сталин позвонил Булгакову 18 апреля 1930 года, в Страстную Пятницу, в три часа дня, когда в немногих оставшихся православных храмах страны шла служба с чином выноса плащаницы. Хозяин Кремля знал толк в мистификациях, заботился о мифологии, которой потом обрастет его имя. Это был первый и последний раз, когда Булгаков слышал голос вождя, обращенный лично к нему, но вся его дальнейшая жизнь будет эхом этого разговора, останется им навсегда перевернута. Замятин потом упрекал собрата по перу в том, что тот не формулировал желаний яснее, не попросился за границу, как он сам. Булгаков же просто попросил работу в театре — и работу ему дали, хотя снова ставить не начали. Зато Сталин намекнул на возможное продолжение беседы, сказал, что «нужно найти время и встретиться обязательно».

Оставшиеся документы, письма, даже короткие юмористические рассказы, которые писал драматург после этого дня, показывают — он думал об этой возможной встрече, думал постоянно. Булгаков не сдал позиций, нигде не сфальшивил, но мысль о близости с тем, кто один способен дать ему то, что он считал своим, снова поставить за скобки советской жизни и советского быта, — мысль эта отравила его на все последующие годы.

ПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ

«Мы вас испытывали, — продолжал Воланд, — никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!»

Судьба вряд ли справедлива — жизнь несправедлива вовсе. Чаще всего человек, привыкший подличать и прогибаться, доживает свой век в полном благополучии. Честный же, поступившийся принципами один единственный раз, с большой вероятностью получит в ответ сокрушительный удар, от которого может и не оправиться. Именно это случилось с Булгаковым. В приведенной цитате из «Мастера и Маргариты» — много личной боли писателя, много раскаяния. Один единственный раз он наступил на свою гордость — он попросил. Вернее, сделал отчаянный жест, чтобы снова привлечь к себе внимание.

К 1939 году Булгаков напишет еще несколько пьес, станет штатным либреттистом «Большого театра», но так и не встретится со Сталиным, и пьес его театры ставить так и не будут. Друзья подговаривали его сделать то, чего гордость ему сделать не позволяла, — написать пьесу, прославляющую вождя.

Современник и первый издатель Булгакова Алексей Толстой продавался легко и изящно, писал все, что от него хотели — и в итоге исполнил главную мечту Булгакова о жизни, достойной популярного писателя: стал «красным графом», который в 1930-е и даже в войну вел образ жизни барина из прошлого века.

«Играйте мою пьесу, мне же ничего не нужно, кроме того, чтобы мне было предоставлено право приходить сюда ежедневно, в течение двух часов лежать на этом диване, вдыхать медовый запах табака, слушать звон часов и мечтать!» — умолял главный герой «Театрального романа». Булгакова погубила страсть к театру — ради нее он один раз поступился принципами.

Пьесу «Батум» о юных годах вождя взялся ставить сам вернувшийся из Америки Немирович-Данченко, а Булгакову предложил с его последней, третьей женой Еленой съездить в Батум — «набраться впечатлений». Потом, уже после смерти Булгакова, поклонники будут стыдливо обходить стороной факт существования этого текста, исследователи — принимать как неизбежное зло. Но тогда, в 1939-м, ничто не предвещало беды: пьеса нравилась, а мысли о том, что кто-то может запретить поставить пьесу о Самом, никто не допускал. Супруги радостно поехали на юг, в поезде пили шампанское и обсуждали премьеру. Накануне отъезда Елена написала администратору МХАТа следующую записку: «Миша просил меня заранее сделать распределение знакомых на премьеру „Батума“. Посылаю Вам первый список (художники и драматурги, композиторы). Будьте добры, Феденька, сделайте так…»

Далее шло распределение знакомых по местам исходя из их взаимоотношений с Булгаковым: «Феденька! Если придет Олеша, будет проситься, сделайте мне удовольствие — скажите милиционеру, что он барышник. Я хочу насладиться».

Весть о том, что Сталин прочел пьесу и запретил ее постановку, нашла супругов возле Тулы: Булгаков звонил во МХАТ со станции — хотел узнать, как идет подготовка спектакля. Домой оба вернулись на попутке, после чего Булгаков заболел и уже не оправился: в 1940 году он умрет от гипертонического нефросклероза. Практически до самой смерти он правил свой последний роман — «Мастер и Маргарита» — и умер, оставшись написанным не вполне довольным.

— Он прочитал сочинение мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

— Мне ничего не трудно сделать, — ответил Воланд, — и тебе это хорошо известно. — Он помолчал и добавил: — А что же вы не берете его к себе, в свет?

— Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий.

— Передай, что будет сделано, — ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: — И покинь меня немедленно.

Это один из многих диалогов с участием Воланда, князя тьмы, в романе — главного носителя неограниченной власти. Выписывая эти строчки, Булгаков, больной, мерзнущий (он всегда мерз, когда писал, — жены грели и приносили ему воду в тазах), наверное, вспоминал тот телефонный разговор, каждое сказанное им слово, каждую интонацию. В тексте, который пережил и его и Сталина, он наконец-то сформулировал то, о чем хотел попросить Воланда, римского прокуратора, профессора Стравинского, всех возвышающихся над людским морем фигур власти своего романа, — простое состояние, находящееся, между тем, в вечной противофазе с идеалами революции. Покой.

«Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!», — опять слова Воланда, обращенные к другому герою и по другому поводу. Но если это так и если за последней чертой каждому действительно воздается по вере, то пусть у Господа найдется немного покоя для Михаила Афанасьевича Булгакова.

Подробнее: Последнее искушение Мастера http://tsargrad.tv/article/2016/05/16/poslednee-iskushenie-mastera

Опубликовал    17 мая 2016
0 комментариев

Похожие цитаты

МУЖИК НА ДИВАНЕ… газету читает, А женщина моет полы, убирает. Мужчина, читая газету, устал И, ею накрывшись, слегка задремал. Закончив уборку, жена не присела. И с радостью начала новое дело. Пока муж заснул, настирала белья. Пусть муж отдыхает. Спи радость моя! Закончена стирка, бельё просыхает. Мужчина, проснувшись, о чём-то мечтает. А женщина взялась за новое дело. Готовит обед на семейство умело: На первое борщ, на второе котлеты, На третье компот, на десерт есть рулеты. Позвала детей, их ко…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлексей Уткин  26 апр 2013

Во дворе «мерс» поцарапал дверь «оки».

Из «оки» вылезает дед с криками…
Из «мерса» вылез парень, дал по лицу деду:
— Моя фамилия Гельцер! Мой отец — судья…

Дед сел в машину, разогнался и протаранил «мерс» со словами:
— Я в войну танки таранил, а тут всякие немцы меня бить будут!

Гельцер вывалился из машины, направляясь в сторону «оки» и размахивая битой…

От дворовой лавочки отделились три молодых человека, один из них резко подскочил к разбушевавшемуся «сынку» и коротким ударом в челюсть вырубил подонка.

— Вы кто сынки? — поинтересовался старик.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныМистер Ю  13 мая 2013

Не доводите женщину до слёз

Не доводите женщину до слёз,
Не делайте пустыми обещанья.
Задумайтесь когда — нибудь всерьёз,
Что этим причиняете страданья.

Не говорите грубых — резких слов,
Не наносите сердцу женщин рану.
За то, что они дарят нам любовь.
Которая подобна океану.

Не отпускайте женщину свою,
Не дайте улететь ей птицей в небо.
По чаще говорите, что «Люблю!»
Чтобы слезою мир дождливым не был.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныЕсений  07 фев 2016