Казалось бы взаимоисключающие цитатки с предыдущей. Но для меня они взаимодополняющие.
Каждый хочет, чтобы его понимали: понимал супруг или супруга, понимали дети, понимали родители, понимали коллеги, начальники, подчиненные, доктор в поликлинике, контролер в троллейбусе, продавщица в магазине и все остальные, не вошедшие в этот список, — неважно, часто или редко мы с ними встречаемся.
При этом трудно объяснить, что же должен делать другой, чтобы нас понять, зато легко описать это необыкновенно приятное чувство — «меня поняли». В этот момент каждый ощущает, что получил то, чего всегда хотел: право быть таким, как есть, и чувствовать то, что чувствуешь. «Я понимаю, почему ты злишься на меня», «Я понимаю, почему ты обижаешься на меня», «Я понимаю, почему я испортил тебе настроение», «Я понимаю, почему ты меня боишься»… Интересно, много ли вы слышали подобных слов дома или на работе? Еще интереснее, часто ли вы говорили их кому-то? Любопытно выходит: то, что все хотят услышать, мало кто сам готов сказать!
Представьте, что вы говорите кому-то: «Я понимаю, почему ты на меня злишься». Уверена, большинство или дышать перестало от страха, или уже набрало полную грудь воздуха, чтобы выразить свое возмущение. Возмущаться в ответ на чувства и реакции другого — это самый распространенный способ общения. Легче всего сказать: «А чего ты злишься? Не злись», «Чего ты обижаешься? Нечего тут обижаться». И дальше — самая распространенная фраза: «Ты сам виноват!», за которой следует перечень проступков, в том числе и тех, что не сделал. Затем: «А вот если бы ты сделал…» Завершает же цепочку: «А вот я бы на твоем месте…» Странная форма диалога — часто он выглядит как монолог — обычно прерывается слабыми или неадекватно агрессивными попытками защититься того, кто рискнул сделать шаг первым и сказать о своих чувствах. Рискнуть сказать о своих чувствах, выразить свое недовольство — это не способ обострить ситуацию, это попытка сделать первый шаг от скрытого конфликта и напряжения к улучшению отношений.
Думаете, это сложно? Вовсе нет! Просто надо начать с себя, принять, что и сам мог быть неправ: хотел как лучше, а получилось как всегда. Что другой — наш ребенок, супруг, коллега, подчиненный — не является полной нашей копией, мыслит по-другому, чувствует иначе, хочет иного. И чтобы понять его, надо пройти через большое количество конфликтов, ссор и примирений, которые являются единственным способом улучшить человеческие взаимоотношения. Для этого только постарайтесь после чьего-либо: «Я на тебя злюсь, обижаюсь, боюсь тебя» рискнуть спросить: «Почему?..»
…и дождаться ответа!