«Душа болит», «Он меня просто убивает своим равнодушием», «Она давит на меня, зараза!» Метафорично и сразу понятно, о чем речь, не так ли? Хотя чему там болеть — «там же кость», в смысле в душе нервов нет.
Когда речь заходит о болях телесных мы неплохо ориентируемся. Горячо — отдерни руку, порезался и течет кровь — зажми рану, подвернул ногу — посиди. Боль тут играет важнейшую сигнальную роль. Без этой системы мы поумирали бы давно от очень причудливых вещей. Почитайте, если интересно, про больных Анальгезией — болезни, при которой пропадает болевая чувствительность
Предвижу вопрос: зачем я рассказываю самоочевидные вещи? Даже дошкольник это знает! А вот зачем.
Когда дело доходит до психологической боли, люди ведут себя совершенно иначе!
Проведу параллель с обычным иммунитетом. Живем мы в очень агрессивной среде. Вокруг бациллы (помните эти пугалки про ужасные поручни в метро и «грязные» деньги?), вирусы, зараза всякая. Однако, мы не умираем. Во всяком случае те, кто читает сейчас этот текст. Своих от чужих отличаем и чужеродное уничтожаем автоматически. Проводились эксперименты, в рамках которых детей растили почти в стерильных условиях. И это привело к печальным последствиям — ненатренированный иммунитет не мог дать отпор даже самым безобидным микробам.
Если происходит что-то неожиданное и сильное. Например, вы порезались. Болевой сигнал дает команду обратить на это внимание и принять меры. Одновременно с этим внутренние механизмы активизируют выработку лейкоцитов, тромбоцитов и других полезных штук, стягивают эти силы к ране и лечат ее.
А что с психологическим окружением?
Мне кажется, что не смотря на все большее развитие толерантности, терпимости и всяческой адаптации для жизни в социуме, среда становится все более и более агрессивная и опасная. Связываю в первую очередь с увеличением плотности людей и доступностью информации (негативная информация запускает стрессовую реакцию). Любой контакт — просто посмотрел кто-то на вас в метро, дотронулся или спросил — малюсенький агрессивный акт. Хотите вы того или нет, но организм немножко напрягается — незнакомцы всегда пугают. Если их за день — тысячи, то к концу дня вы, выражаясь метафорически, весь поцарапанный, как-будто продирались сквозь плотные заросли крапивы.
Кстати, поэтому я очень благодарен московскому метро за бесплатный вайфай. Это позволяет нырнуть в свою безопасную норку. Уровень напряжения в метро снизился очень сильно.
Добавьте сюда «порезы» от конфликтов с сослуживцами и родными. Представляете, какую работу нужно выполнить психике, чтобы вас подлечить?
Сигнальной системой для психологической боли являются наши эмоции. При этом, как и у настоящих нервов, есть уровень эмоции, до которого приятно, а после — уже неприятно. Например, страх на американских горках многим приятен — ради него и катаются. Или позлиться и поорать на кого-нибудь безобидного тоже бывает приятно. Даже «хорошие» эмоции имеют такой порог, после которого уже непереносимо. Например, вас искренне благодарят, а вам так стыдно, что хочется провалиться сквозь землю. Настойки чувствительности у всех свои.
Что люди делают с эмоциями? Правильно! Вытесняют, стараются не замечать, обесценивают, давят их в себе.
Организм обескуражен! Он там чего-то важное хочет донести, а его сигналы игнорируются. Что в этом случае надо сделать? Сначала усилить сигнал. Еще и еще. Если и это не помогает, тогда включается другая сигнальная система, которую человек замечает — телесные боли (психосоматика). Получается эдакий психологический СПИД — мы пропускаем в себя и то, что полезно и то, что вредно для психики. Не сопротивляемся, не отталкиваем, не оцениваем. Перестаем ориентироваться в том, приятно или недопустимо.
Отдельная история с теми, кто эмоции свои не давит, но и не разбирается в них. А сразу реагирует. Например, вечно орущий начальник, плачущая по любому поводу женщина. Вроде внешне они весьма эмоциональны, и с точки зрения психолога, такое поведение менее вредно для организма, чем полное подавление. Например, орущие начальники в 2 раза меньше умирают от инфарктов, чем молчащие. Но и в этом случае система работает криво. Начальник может орать от страха, злости, отвращения и даже радости. Это как если бы у вас в машине была одна лампочка для уровня топлива, превышения скорости, оборотов двигателя и температуры. Что-то произошло — лампочка зажглась. А что произошло и что с этим делать — не понятно.
Конечно, люди так делают неспроста. Воспитание, социум, культурные установки. Я не осуждаю и не берусь здесь расследовать истоки. Скорее хочу обратить внимание. Реабилитировать психологическую нервную систему — эмоции, призвать изучать ее, тарировать, уметь отличать приятное от неприятного. Восстановить свой психологический иммунитет и жить довольным :)