…
1. Самое простое и распространенное средство, применяемое всеми без исключения тоталитарными режимами, — эксплуатация чувства коллективизма, потребности человека ощущать себя частью большой сплоченной общности. Замятинское «Мы» актуально во все времена, а пропаганда всячески эксплуатирует коллективное начало в человеке, противопоставляя «патриотическое большинство», «народ», «нормальных людей, не приемлющих фашизм» и прочие подобные конструкции «отщепенцам»: «национал-предателям», меньшинству, «либералам», «майдаунам» и прочим «явным и скрытым врагам».
Картина мира в таком случае становится простой и понятной, как детская игра. Есть некое «коллективное добро», причастность к которому греет душу обывателя. Это добро не приемлет «фашизм, революции, бандеровцев, развращенные европейские ценности», ощущает поддержку со стороны властей и само, в свою очередь, поддерживает их. Ощущение враждебного окружения еще больше сплачивает мифический коллектив, а причастность к большинству дает иллюзию силы и защищенности.
2. В отличие от советского времени, помимо коллективного начала ставка в современной России во многом делается на индивидуализм, элитарное начало в человеке, ощущение его особой избранности, уникальных моральных качеств или особой осведомленности. Если в советское время «сознательными и патриотичными» должны были быть все граждане СССР, то сейчас подчеркивается: патриотизм и готовность к жертвам ради родины — редкая черта, которую лишь немногие сумели пронести сквозь «лихие 90-е» и «ценности общества потребления».
Этот прием индивидуальной лести удивительным образом связан с поощрением коллективистского начала. Очень ярко оно проявилось, к примеру, во время травли актера Владимира Зеленского, развернувшейся в том числе на центральном московском канале «Вести». Пропагандисты явно подчеркивали, что равнодушное большинство идет на показ комедии с участием украинского артиста, поддержавшего военную операцию на востоке своей страны, и лишь отдельные «сознательные граждане» готовы отказаться от невинного удовольствия, чтобы полученные за фильм деньги не пошли «на убийство детей Донбасса».
Аналогичная тактика используется и при разговоре о санкциях. Наряду с некими «массами», настроенными «эгоистично и потребительски», «растет число патриотов», готовых отказаться от пармезана «ради интересов родины». Людям, активно поддерживающим даже самые абсурдные решения властей, внушается, что они — лучшие, особенные, что только они способны пронести «героические качества советского человека» через годы «засилья либерализма», либо что только они достаточно мудры, чтобы понимать «геополитический смысл происходящего». В итоге человек, относящий себя к данной группе, ощущает себя чуть ли не носителем секретных знаний — особых геополитических раскладов, понимание которых возвышает его над сиюминутными желаниями и бытовым недовольством. …© «цитаты» из статьи