Во время съёмок сказки Настенька на самом деле влюбилась в Иванушку, Морозко на всех ворчал, Баба-Яга любила выпить, а Марфуша расстроилась, что её никто не возьмёт замуж. 50 лет назад вышел легендарный фильм
«Тепло ль тебе, девица?»
Летом «Морозко» снимали под Звенигородом, зимой — под Мурманском, за полярным кругом. Жила съёмочная группа в гостинице г. Оленегорска, а на натуру выезжала в лес — туда, где лежали белоснежные сугробы и деревья были покрыты инеем. В общем, киношники попали в настоящее царство Морозко и в полной мере ощутили на себе, что такое трескучий мороз. Иванушка (Эдуард Изотов) бегал по сугробам в льняной рубашке-косоворотке, у Бабы-яги (Георгий Милляр) был костюм из одних лохмотьев, а Настенька (Наталья Седых) мёрзла под сосной в лёгком сарафане.
«Мамаш, ты ей брови-то замажь!»
«Мне было всего 15 лет, поэтому со мной на съёмках была мама, которая отогревала меня горячим кофе из термоса, — рассказывает Наталья Седых, исполнившая роль Настеньки. — Но бытовые трудности и холод воспринимала как данность. Я попала в сказку, вот что было главное! И произошло это совершенно случайно.
Меня попросили выступить на ледовом празднике с красивым номером «Умирающий лебедь» (в детстве я занималась фигурным катанием), но я уже училась в школе при Большом театре, а балеринам запрещалось кататься на коньках, лошадях и велосипеде… Однако я решила рискнуть и правильно сделала: балетные ничего не узнали, а Александр Роу увидел меня по телевизору и пригласил на пробы. Правда, когда в финал вышла вместе с Надеждой Румянцевой, поняла: шансов никаких. Кто я такая? Юная балерина, актёрского опыта нет да ещё пищу, словно мышь (так говорили некоторые представители худсовета). Александр Роу настоял на моей кандидатуре, но сказал гримёрам: «Сделайте с ней что-нибудь, а то она выглядит совсем как ребёнок». Глаза мне накрасили синими тенями, губы сделали ярко-алыми, а для зимних сцен создавали белоснежные ресницы. Вот это был настоящий кошмар! Роль инея играл… клей, которым обычно клеили усы и бороды актёрам. До сих пор с ужасом вспоминаю, как сдирала его с ресниц".
Экранная Настенька не скрывает, что на съёмках влюбилась в своего Иванушку и с большим волнением ждала финала фильма, в котором ей предстояло целоваться с партнёром, — это был первый поцелуй в жизни юной красавицы.
«Наташа не выставляла свои чувства напоказ, но вся съёмочная группа видела, как она страдает и мучается, — вспоминает ассистент режиссёра картины Людмила Пшеничная. — Изотову говорили: „Смотри, как тебя девушка любит!“ Но он к тому времени был женат на актрисе Инге Будкевич и, несмотря на то что был очень хорош собой и любил внимание женщин, на сторону не ходил».
«Не прынцесса… Королевна!»
В отличие от Настеньки Марфушу (Инну Чурикову) гримёры изуродовали: сделали ей бесцветные ресницы, сальные волосы, нарисовали крупные конопушки… «Помню, когда Инна увидела себя в зеркале, она чуть не расплакалась: „Неужели я такая страшная? Я же теперь никогда замуж не выйду!“ — рассказывает помощник режиссёра. — Инна тогда была студенткой театрального училища, и это была одна из первых её ролей в кино. Впрочем, Инна брала не красотой, а потрясающим юмором, талантом, очарованием. На съёмках в смешную Марфушу влюбилась вся съёмочная группа».
«Помните сцену, в которой Марфушка сидит под деревом и ест в ожидании Морозко? — вспоминает Наталья Седых. — Инна должна была грызть яблоки, но их забыли, а на дорогу из леса в гостиницу ушло бы 2 часа. Поэтому бедная Марфуша дубль за дублем ела репчатый лук и запивала его разбавленным молоком… На что не пойдёшь ради сказки! Кстати, Александр Артурович был настоящим сказочником — добрым, по-детски наивным и при этом строгим. У него все по струнке ходили. Помню, на меня накричал в первый и последний раз, когда снимали сцену в пруду… Инна уже давно сидела в воде, солнце уходило, а я никак не могла решиться прыгнуть в грязный и холодный водоём с пиявками — три раза подбегала… Но, как только Роу прикрикнул на меня, сразу сиганула в воду».
«Ох! Радикулит замучил!»
«Главного героя сказки — Морозко — сыграл Александр Хвыля. Помню, он вечно на всех бурчал. Правда, поворчит-поворчит и начинает песни петь. Бас у него был очень сильный», — вспоминает помощник режиссёра. «А мне Хвыля показался настоящим Дедом Морозом, — говорит Наталья-Настенька. — Он был таким добрым, могучим человеком. И относился ко мне как к внучке».
Ещё один важный персонаж любой сказки Роу — Баба-яга в исполнении Георгия Милляра. В «Морозко» он изобразил бабушку в восьмой раз, а ещё сыграл роль одного из разбойников и озвучил петуха в картине. «Если в „Василисе Прекрасной“ моя бабуля — этакая дачница с повязочкой на голове, то в „Морозко“ она уже постарела: подряхлела, ослабла, да и радикулит её замучил», — говорил Милляр. Георгий Францевич сам придумывал свой образ, изобретал ужимки, походку, реплики Бабы-яги.
По словам знакомых Милляра, у него были две слабости, из-за которых Александру Роу приходилось его прикрывать: мужчины (как известно, в СССР за нетрадиционную ориентацию светила статья) и спиртное. В запои актёр не уходил и съёмки не срывал, но часто был немного подшофе…
«В деревню под Звенигородом приезжала автолавка, — рассказывал Юрий Сорокин, режиссёр документального фильма о Г. Милляре. — Роу запретил продавать актёру спиртное, поэтому Георгий Францевич пошёл на хитрость. На виду у съёмочной группы двигался к машине с бидончиком — якобы за молочком. Возвращался и через пять минут уже был пьяненьким. Оказывается, он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко».
«Роу говорил Милляру: «Ладно, всё тебе прощаю, потому что ты лучшая Баба-яга на свете!» — вспоминает Л. Пшеничная.
Кстати, именно благодаря Милляру «Морозко» увидели и полюбили тысячи детей во всём мире. Во время зимних съёмок в Оленегорске прорвало трубы и затопило подвал гостиницы, в котором хранился отснятый материал. Группа работала в лесу, а Баба-яга не была задействована в съёмках. Когда киношники подъехали, они увидели такую картину: в одних трусах, по колено в воде, Милляр вытаскивает коробки с плёнкой на мороз… Картина была спасена.
Как сложилась судьба героев?
Иванушка: В 1983 г. Эдуарда Изотова арестовали на ул. Горького (сейчас Тверская) за валютные махинации. Одни киношники говорят, что он давно промышлял долларами, другие считают, что это было единожды: актёру не хватало денег на строительство дачи. После 3 лет тюрьмы Иванушка вернулся с подорванным здоровьем. Через пару лет случился первый инсульт, потом второй, третий… Всего их было пять. Конец жизни актёр провёл в психоневрологическом пансионате. В 2003 г. его не стало.
Настенька: Наталья Седых снялась в сказке А. Роу «Огонь, вода и… медные трубы», где сыграла Алёнушку. Потом было ещё несколько картин. 20 лет отработала в Большом театре, а когда вышла на балетную пенсию, 10 лет играла в театре «У Никитских ворот».
Марфуша: Зря Инна Чурикова расстраивалась, что не найдёт жениха. Актриса вышла замуж
за режиссёра Глеба Панфилова и снялась во многих его картинах. Играет в «Ленкоме».
Морозко: Благодаря съёмкам в «Морозко» Александр Хвыля стал главным Дедом Морозом на всех кремлёвских ёлках. Прожил актёр после съёмок фильма всего 12 лет.
Баба-Яга: Георгий Милляр снимался во всех фильмах А. Роу, а когда режиссёра в 1973 г. не стало, сказка для актёра закончилась. Милляр играл эпизодические роли в кино, озвучивал мультфильмы. Скончался летом 1993 г., немного не дожив до 90-летия.