Есть цель? Иди к ней. Не получается идти? Ползи к ней. Не можешь ползти? Ляг и лежи в её направлении.
Тем, кто интересуется вопросом: «Почему в России на фоне постоянных призывов „бороться с бардаком!“ и „навести порядок!“ сделать это категорически не получается?» — предлагаю русскую народную сказку «Про курочку Рябу»
Весьма поучительный сюжет, между прочим:
Собственники малого агропредприятия «бабка с дедком» пытаются наладить производственный процесс по утилизации ювелирных произведений «мастера Рябы». Многократное повторение одной и той же операции по расколачиванию в хлам «фаберже» не даёт ожидаемого результата, после чего внештатная сотрудница по фамилии Мышь одним «взмахом хвостика», то есть легко и непринуждённо решает вечный спор «остроконечников и тупоконечников»…
Однако вместо аплодисментов и всеобщего ликования от наконец-то достигнутой цели, имеем реакцию, близкую к истерике, и абсолютную неудовлетворённость полученным результатом.
Мораль сей сказки и аксиома номер 1:
Продекларированные цели и заявленные проблемы в России, как правило, таковыми не являются.
Пример, иллюстрирующий следующую аксиому, легко можно найти в художественной литературе и кинематографе, ярко и в подробностях описывающих ситуации, когда поступить по закону равно поступить безнравственно.
Неслужившие! Знаете, какая в армии самая жуткая угроза? «Ну всё, обормоты! А теперь будем жить строго по Уставу…» По уставу — значит по закону. То есть жить по закону — это реально хреново — любой старослужащий подтвердит.
А всё дело в том, что общественные (и производственные) отношения в России управляются традициями, стереотипами, принципами, одним словом, чем угодно, но только не формальными нормами и инструкциями. То есть закон — отдельно, жизнь — отдельно. И именно такое положение неофициально, но намертво закреплено общественным согласием.
Общественное согласие. Что это и с чем его едят?
Любое общество управляется на основании негласного консенсуса между управляемыми и управляющими, которое не просто шире писаных законов и инструкций. Условия этого общественного согласия зачастую формальным правилам прямо противоречат.
И тут Россия впереди планеты всей, когда законы, инструкции, договоры и прочие многочисленные бумажки существуют параллельно с реальной жизнью, пересекаясь с ней только тогда, когда кого-то надо поймать и примерно наказать.
Итак, аксиома номер 2: реформы и преобразования в России (что на уровне предприятия, что на уровне государства) — это достижение цели, которую никто не обозначает с помощью правил, которые никто не читает и следовать которым не собирается.
Реальное и виртуальное:
А как же постоянные призывы «прекратить бардак» и «навести порядок»? Отвечаю — призывы реальные и идут от чистого сердца, но (смотри пункт 1й), преследуют совершенно другую цель. Поэтому попытки откликнуться на эти призывы и действительно пытаться что-то там прекращать и наводить, как минимум, не будут поняты, а чаще — приведут к резкой конфронтации, и в первую очередь с самими призывающими.
Лично я не встречал в России ни одной организации, где бы предложение навести порядок не вызывало прилив дикого энтузиазма и такое же дикое сопротивление, когда дело доходило до дела.
А всё потому, что порядок, в его академическом понимании, вовсе не требуется. Публичные призывы «навести порядок» призывают, на самом деле, изменить условия того самого, неформального общественного соглашения и диктуются желанием «повысить свой личный статус», «понизить статус конкурента», «поставить в стойло подчинённых», «показать козу начальнику» и т. д. и т. п.
Причём конфликтующим сторонам кажется, что именно наведение порядка, причём обязательно внешней силой (типа «а я тут не при чём»), поможет реализовать свои личные пожелания. И именно в этом месте поэзия хотелок с треском разбивается о суровую правду жизни, ибо порядок:
Это не только право требовать, но и обязанность выполнять…
Это отсутствие возможности бесконтрольно припасть к «закромам Родины», «пока папа не видит»…
Это невозможность списать собственные ошибки на идиотизм подчинённых
Одним словом — нафик-нафик, уж лучше привычный, понятный бардак, где все, кому надо, прекрасно ориентируются, чужие не ходят, а маленькая зарплата компенсируется ненавязчивой приватизацией всего, что плохо лежит, формально строгие приказы — полной необязательностью их исполнения, а личная некомпетентность — возможностью безнаказанно спихнуть ответственность на неправильных подчинённых, начальников, коллег, чиновников (нужное подчеркнуть)…
Неужели всё так беспросветно?
Отнюдь нет. Даже скажу больше — описанная ситуация — первый признак богатырского здоровья и завидного запаса прочности. Только очень богатые люди, предприятия, страны могут позволить себе такую роскошь. А значит всё не так плохо, а даже наоборот — очень даже хорошо, и мелкие недостатки в виде толпы недовольных не заслонят очереди за «ништяками» в фирменных магазинах и беспросветные предпраздничные пробки во всех областных и районных центрах.
А наводить порядок будем позже.
Листая свои записи, я обратил внимание, что самыми удачными проектами были те, где дело иметь приходилось с абсолютными и полнымм банкротами. И это вполне закономерно и объяснимо — сопротивляться преобразованиям там было уже некому и незачем. Все понимали — есть последний шанс и последняя надежда. И тогда всё получалось. И сейчас получится. Надо только набраться терпения…