Место для рекламы

Хвойная история Почему новогодние елки ассоциировались на Руси с кабаками?

Филолог Елена Душечкина в своей книге «Русская елка: история, мифология, литература» объясняет, почему новогодние елки на Руси очень долго ассоциировались исключительно с питейными заведениями.

«В России обычай новогодней елки ведет свое начало с Петровской эпохи. … Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день Новолетия, до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день». Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая устанавливать елку на зимних праздниках.

Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение: во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями; во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви, и, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии. …

Петровский указ от 20 декабря 1699 года является едва ли не единственным документом по истории елки в России XVIII века. После смерти Петра, судя по всему, его рекомендации были основательно забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия, добавив к символике ели новые оттенки. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутым у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков. Пушкин в «Истории села Горюхина» упоминает «древнее общественное здание (то есть кабак. — Е. Д.), украшенное елкою и изображением двуглавого орла». Эта характерная деталь была хорошо известна и время от времени отражалась во многих произведениях русской литературы. … [Например], в стихотворении М. Л. Михайлова 1848 года «Кабак»:

У двери скрыпучей

Красуется елка…

За дверью той речи

Не знают умолка. …

К той елке зеленой

Своротит детина…

Как выпита чарка —

Пропала кручина!

В результате кабаки в народе стали называть «елками» или же «иванами елкиными»: «Пойдем-ка к елкину, для праздника выпьем»; «Видно, у ивана елкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься» (ср. также поговорку: «Елка (т. е. кабак. — Е. Д.) чище метлы дом подметает»), а ввиду склонности к замене «алкогольной» лексики эвфемизмами практически весь комплекс «алкогольных» понятий постепенно приобрел «елочные» дуплеты: «елку поднять» — пьянствовать, «идти под елку» или «елка упала, пойдем поднимать» — идти в кабак, «быть под елкой» — находиться в кабаке; «елкин» — состояние алкогольного опьянения и т. п. Эта возникшая связь елки с темой пьянства органично вписалась в прежнюю семантику ели, соединяющую ее с «нижним миром». На протяжении всего XVIII века нигде, кроме питейных заведений, ель в качестве элемента новогоднего или святочного декора больше не фигурирует".

Опубликовала    03 янв 2016
0 комментариев

Похожие цитаты

Учитель истории:
— 1799 год — что это за дата?
Ученик:
— В 1799 году родился Пушкин.
— Правильно. А в 1812 год?
— Пушкину исполнилось 13 лет.

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛена Вокина  09 дек 2020

Навеяно #1919910

В 1945 году Эйзенхауэр сказал.: «Когда — нибудь в ходе истории возникнут люди, которые скажут, что этого никогда не происходило». Он дальновидно оказался прав

" обыкновенный фашизм"

Опубликовала  пиктограмма женщиныИрина ККС  07 окт 2023

«Не живите прошлым»…

«Не живите прошлым» —
слышу за плечами.
Это всё понятно.
Чувствуешь с годами.

Взгляд сильней, упорен,
Жизнь полна историй
ранний багаж с новым
хочется мне холить…

Оправданий много,
иной, беспричинных,
загорятся свечкой,
догорят лучиной …

Опубликовала  пиктограмма женщиныНадежда Плавская  16 сен 2024

Миллиарды лет до нас на границе безвременья уже были мы, которые себя выдумали. Вся человеческая история это плоды нашей фантазии и совокупного мнения очевидцев. Но мнение никогда не претендовало на истинность.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныАлексей Меньшов  10 фев 2025

Кванты и теории...

Бегут года по каменистой местности,
Удачно обегая валуны,
Но иногда не справившись с поверхностью,
О камни разбиваются они,

И распадаются на кванты и теории,
Летящие куда-то кувырком.
Как крик, рассыпавшиеся истории,
Потом завязываются узлом,

Ещё не до конца придя в сознание,
Болезненно сгибаясь пополам,
Но оставаясь нашим мирозданием,
С рождения подаренное нам.

Опубликовала  пиктограмма женщиныИрина Артюхина  22 ноя 2021