Место для рекламы

навеяло со Стены Марена

ФИННО-УГОРСКИЕ СКАЗКИ ПУШКИНА

Все без исключения древнерусские летописи в ряду создателей Киевской Руси наравне со славянскими племенами называют загадочные народы чудь, весь, мерю, мордву и другие, которые произошли от финно-угорских племен. От них остались сказки, былины и предания, те самые, которые Александр Сергеевич Пушкин переложил на поэтический лад. Кстати, его няня, которая рассказывала ему эти сказки, была не русской… Об этом и многом другом нам поведал известный историк и филолог из Киева Ростислав Мартынюк.

Кот-учёный с мордовской пропиской

— Так кем же была по происхождению Арина Родионовна?

— По национальности она была ижоркой — представительницей небольшого финно-угорского племени, входившего во времена князя Олега в состав Чуди. Происходила из крепостных села Лампи (русский вариант — Лампиево), расположенного на берегу одноимённого озера (ныне — Ленинградская область). Это — довольно известный факт, установленный крупнейшими пушкинистами.

Долгое время Пушкин жил в Болдино Нижегородской области. Ныне это село стоит в восьми километрах от границы Республики Мордовия. Поэтому в своих сказках Александр Сергеевич соединил ижорские предания, рассказанные ему Ариной Родионовной, и мордовские, услышанные им от местных крестьян.

— То есть «Русские сказки А. С. Пушкина» на самом деле не русские, а финские?

— Конечно. А знаете, почему у Александра Сергеевича кот учёный ходит вокруг дуба по цепи кругом? Большая часть финно-угорских племён хоронила покойников в кронах дуба. Они привязывали тела к ветвям деревьев. Когда останки истлевали, кости сыпались на землю… Тоже, кстати, очень распространённый сюжет. Ведь в сказках соловей-разбойник обязательно сидит в кроне дуба, вокруг которого валяются человеческие кости и черепа. Отсюда же происходят и упоминаемые в былинах священные дубравы — страна мёртвых, через которую обязательно должен проехать герой сказки или предания.

— То есть привязывание к ветвям деревьев лоскутков это на самом деле элемент погребального обряда?

— И не только это! Например, широко распространено бросать в фонтаны, реки, моря монетки — чтобы вернуться сюда. На самом деле это тоже элемент погребального обряда финно-угорских племён. Монетка для них означала пропуск в мир мёртвых. Эту традицию частично переняли славяне: во многих погребениях встречаются монеты разных стран и правителей.

— Хорошо, а почему монеты тогда кидали в воду?

— Финно-угры в смерть не верили и думали, что, умирая, переносятся в тело какого-нибудь животного: собаки, волка, кота, морского тюленя, котика и т. д. Наиболее почётным у них считалось переселиться в медведей. (Как тут не вспомнить детскую сказку про Машу и медведей!)

Кроме того, у них считалось, что один из главных языческих богов, от которого зависит переселение в иной мир, живёт на дне рек и морей. Именно поэтому и бросали монетки в водоёмы — на счастье, только загробное.

Чтобы закончить о Пушкине, скажу, что фамилия-то у Александра Сергеевича — финно-угорская. Все уцепились в его негритянского прадедушку. Пушка по-мордовски (а если ещё более точно — по-эрдзянски) — липа. Кстати, практически все современные русские фамилии, оканчивающиеся на «ин», — финно-угорские по происхождению.

— А где-нибудь обо всём том, что вы рассказываете, можно почитать?

— В 1995 году в Москве под редакцией профессора Александра Шарова вышел сборник эрдзянского эпоса. Не верите — ищите книгу, проверяйте сами.

Русские кельты

— Откуда вообще взялись финно-угорские племена?

— Они — исконные жители Евразийского континента, кельты. В IV-III тысячелетиях до нашей эры, во времена раннего Египта, заселяли всю Европу и современную Россию от Пиренеев и до берегов Алтая. Во II тысячелетии до нашей эры потихоньку стали вытеснять племена, шедшие из Индии, Малой Азии, современной Турции и далее через Балканы в Европу. Со временем их оттеснили к краям континента — в горы, на острова нынешней Великобритании, северо-восточные земли современной России. Причем между индо-европейцами и финно-уграми на северной территории современной Украины сформировались и славяне.

— А как они состыковались с нами?

— Обратимся к «Повести временных лет». Как следует из летописи, Русь основали Рюриковичи — варяжские князья. Именно благодаря варяжским дружинам и варяжским князьям славянские и финно-угорские племена объединились в государство, которое мы знаем под именем Руси. В её состав вошли 20 финно-угорских, 12 славянских и одно литовское (голядь) племена. Варяги — тоже финно-угры по происхождению. 20 финно-угорских племен пошли не за славянами, а за варягами.

— У славян есть «Повесть временных лет» и всевозможные летописные своды, откуда мы и знаем о своей истории. А существует что-нибудь у финно-угров?

— По языческим обычаям, у финно-угров действовал запрет на передачу сведений в письменной форме. Правда, они пользовались иероглифическим письмом с IV тысячелетия до нашей эры. Лишь в XIV веке благодаря митрополиту Стефану Пермскому, зырянину по происхождению, коми-пермяки получили собственное буквенное письмо.

В отличие от славянских племен, финно-угорские не имели общего языка и пользовались своим, не похожим на другие. Примерно с Х века финно-угры говорили на двух языках — родном в племени и древнерусском — с соседями. Последний был для них тем языком, которым ныне является английский для всего мира.

— А куда делись финно-угорские языки?

— А кто вам сказал, что они куда-то делись? В современной Российской Федерации существуют учебники на 16-ти из 20 существующих финно-угорских языков. И по ним во многих сельских районах учатся дети. То есть они изучают русский и, скажем, мордовский как свой родной язык.

Дело в том, что до Петра I на территории современной России славянским языком пользовались исключительно для общения с другими племенами. Русский язык постепенно проникал в сельские районы. В крепостных деревнях между собой говорили на мокшанском, мерянском, марийском и других языках. А русским — только с помещиком да приставом. Кстати, знаете, что такое «ботать по фене»? Это особый финно-славянский сленг — своеобразное эсперанто, который использовали русские купцы, объезжая русские деревни.

— А почему в современной России не говорят на финно-угорских языках?

— А вы где в России были? В Москве, Санкт-Петербурге, на худой конец — поездили по городам Золотого Кольца? Так извините, у нас в городах тоже говорят на русском. И у каждого из русскоговорящих есть бабушка или дедушка в каком-нибудь селе Черкасской, Полтавской или Винницкой областей. И говорят там не на киевском варианте русского языка, а на родном — украинском. То же самое — и с москвичами, питерцами и другими. Если они, конечно, родом не из какой-нибудь украинской или казахской глубинки. Бабушки и дедушки в мерянских, мордовских, вепских или коми-пермяцких селах говорят, поверьте, на родном языке, хотя и с сильной примесью славянских слов.
А вы можете сослаться на учёных, занимающихся финно-уграми на территории современной России?

— Конечно. В Институте археологии Академии наук России есть отдел, занимающийся только этим вопросом. Существует научная традиция изучения древних финно-угорских племён на территории России вообще и в пределах Москвы в частности. В современной России финно-угорская связь не скрывается, другое дело, что о ней знают лишь ученые да узкий круг любителей истории.

— По финским поверьям, именно в котов после смерти превращались волхвы-колдуны. Они сторожили дубы. С цепью тоже всё очень просто: на дубы, предназначенные для захоронений, всегда что-то вешали, например, ленточки, лоскутки материи, в поздние же времена — цепи. Таким образом, пушкинский кот-учёный — мифический финно-угорский шаман, приходящий из загробного мира.

Во многих регионах России хоронили на дубах вплоть до середины XVIII века. К слову, выражение «ты что, с дуба упал?» означает не что иное, как возвращение с того света.

http://www.liveinternet.ru/users/izuri/post211069898/

Опубликовала    07 дек 2015
28 комментариев

Похожие цитаты

Любая история это сказка слегка приукрашенная правдой

Опубликовала  пиктограмма женщиныИрина ККС  17 ноя 2024

История — это не сказка, не вымысел и не домысел, это свершившийся и неискажённый факт.

Опубликовала  пиктограмма женщиныТамара Синельни  25 окт 2021

Таинственная история Золушки

Едва ли найдется ребенок или взрослый, который бы не знал сказку о Золушке, ее страданиях, приключениях и счастливом финале. Сама Золушка давно стала олицетворением того, что справедливость и есть высшая ценность, а потому милосердие, доброта и страдания всегда будут вознаграждены, а виновные наказаны. Причем милость на главную героиню этого сюжета снисходит в виде богатого и успешного мужчины — принца, потому можно смело сказать, что истории про Золушку тиражируются до сих пор, откуда же она бе…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  20 окт 2020

Сказки

Иван Царевич обидел жабу посредством стрелы. Приходит на болото — а на него уже все жабы квакают — мол, ты че, ваще, казел, нюх патерял, и все такое… Иван Царевич испугался, растерялся, давай с перепугу к жабе лезть целоваться — все окружающие жабы аж приболели от такого поворота. А главная жаба, та, что со стрелой — будь не дура, перепуганному дурню щеки подставляет, губы, грудь, и все такое. Тот все знай целует, и ничего не происходит, только жабы пищат от зависти уже. Ну… конфуз конечно. И позже, кажется, эту историю слегка переписали.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныДмиртий Паклин  26 окт 2015

Время работает так, что твердое теряет твердость, а мягкое — приобретает.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныВиктор Гурченко  27 окт 2021