«Наш Рязанов»! И вот, пожалуй, самое несправедливое, что может произойти с памятью об этом удивительном, талантливом, мудром и смелом человеке — это превратить его в «нашего Рязанова», в Рязанова тех 86 процентов, что браво вышагивают по брусчатке Красной площади с бумажными цветами и транспарантами «Россия вперед!» и «Верим Путину!». (c)
Режиссера Эльдара Рязанова похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище, в четверг, 3 декабря, 2015 goda…
Светлая и вечная память и огромная благодарность …
…
Рязанова знают все. Степень его популярности в народе такова, что, если попросить любого встречного навскидку назвать трех самых известных российских режиссёров — Рязанов будет назван в ста случаях из ста, вместе с Михалковым и Бондарчуком.
Рязанов — это наше все. Это все лучшее, что оставил нам СССР. И сколько ни боролся, ни сопротивлялся этому советскому знаку качества сам Эльдар Александрович, избавиться от от народного ОТК ему не удалось: в сознании большинства населения он так и останется лучшим советским комедиографом, автором «Карнавальной ночи» и «Иронии Судьбы».
Его уход расстроил нацию, она круглые сутки поет ему дифирамбы на всех телеканалах и радиостанциях и, утирая слезы умиления, пересматривает любимые фильмы. «Наш Рязанов»! И вот, пожалуй, самое несправедливое, что может произойти с памятью об этом удивительном, талантливом, мудром и смелом человеке — это превратить его в «нашего Рязанова», в Рязанова тех 86 процентов, что браво вышагивают по брусчатке Красной площади с бумажными цветами и транспарантами «Россия вперед!» и «Верим Путину!».
Пожалуй, стоит напомнить им, что Рязанов не скрывал своего возмущения «делом ЮКОСа» и был одним из немногих представителей российской интеллигенции, кто открыто поддерживал Ходорковского и Лебедева, когда они были в заключении. Рязанов одним из первых поставил свою подпись под обращением в защиту участниц Пусси Райт, понимая всю чудовищность и неадекватность грозившего им наказания. Рязанов без всяких внутренних колебаний и сомнений осудил «антисиротский закон», называя его «людоедским». И уж совсем из недавнего, что окончательно определило его отношения с режимом: это присоединение Крыма и российское вмешательство в украинские события. И это была не молчаливая форма несогласия, а самая что ни на есть открытая, публичная, которую он готов был защищать и аргументировать в любой возможной дискуссии (только никуда его не звали) — именно поэтому он не побоялся поставить свою подпись под воззванием Киносоюза, осуждающим российскую военную интервенцию Украины, под обращением интеллигенции «против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма».
Знают ли об этом 86 процентов россиян, поклонников «нашего Рязанова»? Боюсь, что вряд ли. А если и узнают, то не поверят. Народу не нужен этот Рязанов — презирающий победный лязгающий путь, что вновь выбрала его «вставшая с колен» Родина. По этому пути он уже когда-то шел, понимая, что других декораций кроме выстроенных партией и правительством, в его стране не будет.
Советская власть была данностью, обстоятельством непреодолимой силы. Перед мыслящим совестливым человеком возможности выбора, конечно, были. Но весьма ограниченные. Рязанов никогда не был диссидентом, не рядился в эти одежды и в перестроечное время — когда было модно кичиться своим былым фрондерством и изображать из себя жертву режима. Нет, судя по фильмографии, по количеству фильмов, сценариев, телевизионных работ — Рязанов был успешным человеком, прожил жизнь долгую и активную, и большинство его замыслов осуществилось. Другой вопрос — та цена, которую приходилось платить каждому художнику, претендующему на свой голос в искусстве. И даже здесь, допуская компромиссы, идя на уступки надзорным органам, когда они в очередной раз требовали что-то убрать, что-то переснять, что-то переозвучить — даже здесь Рязанову удавалось сохранить достоинство и не превращаться в холуя, в труса. Он был очень смелым человеком, бойцом. И все, кто работали с ним, — знали это.
Кажется, что комедия, как жанр, досталась ему случайно. И он как-то очень умело и стремительно подогнал ее под себя, под свою интонацию, под свой лиризм, под свою иронию, и насмешливость. Они все очень отличались друг от друга наши комедиографы, они были в чем-то даже антагонистами — Рязанов, Гайдай и Данелия. И Рязанов был особо любим именно советской интеллигенцией, потому что снимал про них, давал им надежду, предлагал руку для спасения. Он убеждал нас, что всегда и везде, при любых обстоятельствах можно остаться порядочным человеком, и ничего вам за это не будет. Это было невероятно важное послание именно тогда, в глухие безбрежно серые и гнусные годы, когда особенно остро люди ощущали свою беспомощность.
Рязанов проходил этот путь — самоочищения, освобождения от рабского сознания, от всеобщей апатии — вместе со своим зрителем, подбадривая его, заставляя смеяться в лицо невежеству, хамству, пошлости, учил защищаться от идеологического молоха.
К началу новой эпохи — эпохи новой России — Рязанов пришел убежденным демократом и неискоренимым романтиком. Его кинематографические поиски времен перестройки все дальше уводили его от комедии в сторону притчи, философской сказки, что не всегда совпадало с зрительским интересом. Венцом этого нового метафизического пути стал для Рязанова многострадальный «Андерсен», которому он отдал столько сил и личных переживаний, что на большее уж и не осталось. «Андерсен», как и любимое самим Рязановым «Предсказание», как «Небеса обетованные», как «Привет, дуралеи» — это те картины, которые нам еще предстоит оценить и попросить у режиссера прощение, за то что были так высокомерны и пренебрежительны по отношению к этим работам.
Ну и конечно стихи. Стихи, без которых представить себе Рязанова невозможно. Это какая-то особая сторона его жизни, которой он доверял абсолютно. Потому что здесь он был свободен от условностей и цензурных окриков, здесь не нужно было прятать крамольные мысли в красивую обертку и бояться быть не понятым. Стихи Рязанова просты и безыскусны, но невероятно глубоки, трагичны, безжалостны по отношению к себе. Все что ему не удалось сказать в кино, он договорил, дообъяснил в своих поэтических строчках.
Наш Эльдар — лирик, философ, гражданин, художник. Романтик, настоящий рыцарь, боец. Человек, умевший любить, ценить жизнь, ценить любовь. Не предавший ни друга, ни женщину. Не лебезивший перед властью и перед публикой. Человек, с достоинством встретивший смерть. С прямой спиной.
Он столько вложил в нас с вами. Постараемся его не разочаровать.
…
Ксения Ларина, журналист
http://www.profi-forex.org/system/user_files/Images/News/12-2015/011215/001155316.jpg