С праздником, с днём Мары! Мара-Матушка — Зимняя Владычица, Ночи Хозяюшка. Поэтому поговорим немного о этой замечательной Богине.
Наши предки, не имея возможности получать «научные» прогнозы погоды от синоптиков (которые все равно постоянно врут), освоили искусство предугадывать грядущие погодные перемены по целой системе различных примет, которые учитывали и поведение животных, и цвет неба, и древние поверья. 25 ноября считался днем Мары — символа смерти, зимы и тьмы.
В мифологии любого народа, связанной с годичным циклом, весна всегда олицетворяла жизнь, молодость и свет, а зима — старость, смерть, тьму. Славянская богиня смерти Мара, имеет куда более древнее происхождение. Легенды о Маре восходят к праарийским мифам, из которых она перешла в мифы германских племен, а также в скандинавские, кельтские и другие.
Ноябрь — месяц особенный: по календарным датам еще осень, а по погоде — самая настоящая зима (ведь по-хорошему снег выпадал еще в начале октября, а не как теперь) — и по народному календарю именно в ноябре и наступала зима. Недавно только прошел костюмированный праздник Хэллоуин, или День всех святых, который органично «наложился» на кельтский Самайн, символизирующий возвращение зимы — времени, когда темные, враждебные человеку силы вновь получают власть над миром, заставляя людей жаться к домам и теплым светлым комнатам, отпугивая гостей из мрака веселым смехом и громкими разговорами.
У славян таким переломным днем было 25 ноября, который почитался днем Мары. Считалось, что в этот день всегда стоит отвратительная погода — дождь, снег, ветер. В этот день запрещено было творить какие-либо славословия и жертвы богам, так как все они невольно приносились бы Маре.
Для борьбы с зимой, холодом и смертью у людей было лишь одно средство — огонь. Только свет живого пламени мог отпугнуть все враждебные человеку силы природы, которые всегда казались людям управляемыми чьей-то недоброй волей. Ведь зима с ее морозами и голодом каждый год уносила многочисленные жизни тех, кто был слаб, — больных, старых, малолетних…
И вот, чтобы как-то оградить себя от Мары и показать ей, что ее не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место — на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть, принадлежащая к свите темного божества.
На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани (незамерзшей трясине), чтобы символически «дать отпор» богине зимней стужи и смерти.
Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времен считавшегося противником всех темных сил и другом людей.
Обрядовая пища в этот день включает кисель, оладьи, морковь, репу.
Устанавливается премерзкая погода: дождь, снег, холодный ветер, слякоть. На зачине не произносится никаких славлений, не возжигается огонь, не приносятся жертвы и требы. Обавница провозглашает: «А ни Мара ни Морока не смиемо славити».
Но в зимнем, холодном мире Мары власть солнца ничтожна, оно ничем не может помочь людям — только изредка показывается им, чтобы напомнить, что где-то далеко отправляется в дальний путь весна, которая вернется и прогонит прочь старую ведьму Смерть. И тогда соломенное чучело Мары поволокут за околицу и сожгут на веселом жарком костре Масленицы все те, кто дождался перелома года на светлое время.
У Марены было несколько обличий: высокая красивая женщина с распущенными длинными волосами, уродливая старуха, молодая девушка. Она могла быть одета либо в рваные черные лохмотья, либо в белые роскошные одеяния, но всегда несла только одно — смерть.
Воплощений у этой мрачной богини тоже было несколько — к примеру, Моровая дева, Мара, и прочие темные женские божества, олицетворявшие болезни, наваждения и гибель. Однако в русских народных сказках Мара превратилась в прекрасную Марью Моревну, пленницу Кащея, которую витязь должен украсть и привезти людям.
Ведь Мара, подобно многим божествам, была всего лишь темной стороной таинственной богини, к которой восходят все женские божества праиндоевропейской мифологии. И если зимой Марья Моревна была холодной и злой смертью, то весной она же, возобновляя жизненный цикл, являлась в своей второй ипостаси — богини весны и молодости, красивой юной девушки, несущей свет и любовь. И все сказки и кончались победой царевича над силами тьмы и его свадьбой с прекрасной Марьей Моревной.
В славянской мифологии 25 ноября день Мары.
Мара— могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Имя Мара действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Мара, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Её символы — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Владения Мары, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем…
В противоположность Живе и Яре, Мара воплощает собой торжество Мари — «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Марой, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна…