Из Таврики, не столь давно вернувшейся в пределы Империи после двух с лишним десятилетий прозябания под бестолковым владычеством умбров, приходят тревожные известия.
Известно, что торговые пути, по которым в Таврику везут свечи и дрова, проходят по землям, населенным безумными умбрами. Не столь давно к умбрам присоединились два самозванца, изгнанные из Таврики — Чубакабрий и злой карлик Мустафикс, сами себя назначившие консулами сената народа кочевников, издавна живущего в землях Таврики. Сперва они решили перекрыть дороги для умбрийских земледельцев и купцов, везущих в Империю урожай репы и капусты, но в этом не преуспели совершенно — их смехотворная затея с устройством на границе огромных складов провизии, куда римляне приходили бы на поклон к варварам ради кошелки с морковкой или сливами бездарно провалилась.
Новая выходка Чубакабрия, Мустафикса и союзных им умбрийских дикарей оказалась не менее сумасбродной — на пути телег с дровами, лучинами и масляными лампами они вырыли огромные ямы и разбили опоры мостов гремучей смесью из земляной смолы, серы и селитры, отчего во многих домах Таврики погасли очаги и фонари. Причем эти умалишенные вселюдно объявили, что после этого граждане Таврики всемерно возлюбят умбров и обоих самозванцев, а затем на коленях приползут, умоляя взять их обратно под владычество мятежников Тестикулюса и Порселанукса, захвативших власть в Куявисе.
Не взирая на причиненные неудобства, квириты собравшиеся на городском Форуме Херсонеса Таврийского встретили известия из порубежья громким свистом и различными интересными словесами, кои здесь мы приводить не будем во избежание оскорбления богов и общественной морали. В Таврике существует запас, пусть и ограниченный, дров и масла для ламп, а к декабрьским идам власти Империи и вовсе обещают наладить новый торговый путь, минующий земли умбров, на которых определенно лежит тяжкое проклятие.
Разумеется, власти в Куявисе совершенно не контролируют своих взбесившихся подданных, и если сегодня они разрушают гремучей смесью мосты, то что произойдет дальше? Выпустят нубийских демонов, заключенных в многочисленных храмах, построенных еще в эпоху Красных Туник? Отравят свою землю и воды рек зловонными испражнениями потусторонних сущностей, мощью коих питают очаги в своих домах? Похоже в таком случае не только Рим, но и германцы, галлы, гиперборейцы и даже парфяне оставят на месте Умбрии ровное поле, пересыпанное солью и пеплом!
Что же до «возвращения» Таврики, можно сказать, что наилучшего способа обратить в пользу Рима даже мнение сомневающихся еще не выдумано, а всё, что изобретают как сами умбры, так и самозванцы Чубакабрий с Мустафиксом никак не ублажает доброе божество умбров Перемогикса, а наоборот, веселит и дает силу злокозненному демону Зрадиксу…