Вопрос очевиден: с тех пор, как эта служба стала приносить доход, причем немалый. Каков был тираж французкой газетенки «Шарли Эбдо» до первых карикатурных скандалов? Правильно — мизерный, хотя она существует с 1969 года.
Но ведь тираж — это интерес. Интерес публики, ради которой и делается карикатура. Тогда возникает резонный вопрос: это карикатурист служит сатане, когда унижает святые и нравственные понятия, или — читатели, которые готовы платить за данные карикатуры? Ответ давно известен: «спрос рождает предложение». Увы и ах — таков нравственный портрет современного общества.
Да и стоит ли говорить о том, что именно Франция является историческим полем развития и становления сатирической карикатуры: еще со времен Мартина Лютера… Но простите: политическая карикатура, как язык не согласных с политикой верхов, и карикатура, разрывающая грани нравственности — не одно и то же!
Только отгремел скандал с карикатурами на религиозную тематику, как появился новый информационный повод напомнить о себе, потоптавшись при этом на костях и крови погибших в авиакатастрофе в Египте российского самолета (погибли 224 человека).
Благодаря скандалу с карикатурами на пророка Мухаммеда в разы увеличился тираж, интерес к газете. Далее — теракт 7 января 2015 года в редакции газеты (как месть за оскорбление), и 12 погибших его сотрудников… Но и это на пользу газетенке, не правда ли, «Шарли»? Потому как по итогам (далее факты из Википедии):
1. Властями Парижа принято решение присвоить газете Charlie Hebdo звание «Почётный гражданин города Парижа».
2. Около здания редакции Charlie Hebdo будет установлен памятник погибшим в ходе нападения — сломанный карандаш, его макет уже создан.
3. Власти французского города Ла-Трамблад в департаменте Приморская Шаранта приняли решение переименовать одну из городских площадей в честь еженедельника Charlie Hebdo. Как сообщил мэр муниципалитета Жан-Пьер Тайё, новое название получит небольшая площадь, расположенная рядом с библиотекой Ла-Трамблад.
4. Организаторы 42-го Международного фестиваля комиксов в Ангулеме посмертно наградили погибших художников Charlie Hebdo специальным Гран-при.
Делаем вывод: жизнь сотрудников «Шарли» и память о них стоит в разы больше, чем уважение к памяти о тех обычных семьях и детях, погибших в авиакатастрофе, кого газета отображает в своих карикатурах?..
Жизненный бумеранг — страшная вещь. Ведь ему не интересно, верят в него или нет, он просто по законам физики летит в отправившего его. Об этом стоит задуматься не только тем, кто пишет карикатуры костями и кровью невинных людей, но и тем — кто восторженно аплодирует им…