При создании книги и блога «Паноптикум мудаков» я изначально указывала определение данных особей – мужчины, имитирующие отношения. О том, что поведение такого мудака сравнимо с тонким психологическим насилием. А также о том, почему так важно вовремя их распознавать. Последнее, кажется, вполне очевидно – дабы не тратить время на бесперспективных людей и бесперспективные отношения.
Но сегодня мне в руки попало исследование, демонстрирующее, что распознавать и избегать таких людей куда более важно, чем казалось изначально. Ведь оказывается, что прирожденные мудаки (а не жертвы неправильного воспитания и просто обиженные на женщин) — клинические психопаты.
(На основании книги американского психиатра Херви Клекли «Маска Здравомыслия» или «Маска психического здоровья»)
«Симпатичный», «обаятельный», «интеллигентный», «внимательный», «производящий прекрасное впечатление», «внушающий доверие», и «пользующийся успехом у женщин». Такого рода описания неоднократно использованы Клекли в его известных исследованиях психопатов. Безусловно, психопаты также «безответственны», «саморазрушительны», и т. п. Эти описания выдвигают на первый план большие затруднения и загадки, которые окружают исследование психопатии.
Психопаты, кажется, в изобилии обладают теми самыми чертами, которые так желают иметь нормальные люди. Беззаботная уверенность психопата в самом себе кажется почти невозможной мечтой. Как правило, именно такую уверенность стремятся приобрести «нормальные» люди, посещая разные психологические тренинги. Во многих случаях, магнетическая привлекательность психопата для представителей противоположного пола кажется почти сверхъестественной.
* Не напоминает ли это вам извечный вопрос: «Почему женщин так тянет на мудаков?»
Основополагающая гипотеза Клекли заключается в том, что психопат действительно страдает от существенной душевной болезни: глубокого и неизлечимого аффективного дефицита. Если он действительно чувствует что-нибудь вообще, то только самые поверхностные эмоции. Он делает странные и самоубийственные вещи, потому что последствия, которые наполнили бы обычного человека позором, ненавистью к себе или просто чувством неловкости, не затрагивают психопата вообще. То, что для другого было бы несчастьем, для него просто мимолетное неудобство.
Клекли также обосновывает мнение, что психопатия весьма обычное явление в обществе. Он собрал некоторые примеры психопатов, которые, в общем, нормально функционирует в обществе в качестве бизнесменов, врачей, и даже психиатров. Некоторые исследователи считают криминальную психопатию — часто называемую «антисоциальным расстройством личности» — как завышенные до предела проявления свойств нормальной личности.
Кроме того, прочитайте предположения Клекли о том, что действительно «не так» с этими людьми. Он очень близко подходит к предложению, что психопаты — люди во всех отношениях, кроме одного: они испытывают недостаток души. Этот недостаток «душевного свойства» делает их очень эффективными «машинами». Они могут быть блестящими интеллектуалами, писать научные работы, имитировать слова об эмоциях, но со временем становится ясно, что их слова не соответствуют действиям. Они — тип человека, который может утверждать, что убит горем, и затем отправляется на вечеринку, «чтобы забыться». Проблема вот в чем: они действительно забывают.
Будучи очень эффективными машинами, подобно компьютеру, они способны выполнять очень сложные процедуры, разработанные с целью получения от других поддержки в том, что они хотят. Таким образом, многие психопаты в состоянии достигнуть очень высокого положения в жизни. Только со временем их партнеры узнают факт, что их подъем по лестнице успеха основан на нарушении прав других. «Даже когда они безразличны к правам своих партнеров, они часто в состоянии внушить чувства доверия и уверенности.»
Психопат не признает никакого недостатка в своей душе и не видит необходимости измениться.
Как уже отмечалось, психопаты имеют заметное преимущество перед людьми с совестью и чувствами, потому что психопат совести и чувств не имеет. Похоже, что совесть и чувства связаны с абстрактными понятиями «будущее» и «другие». Это «пространственно-временная» область восприятия. Мы можем чувствовать страх, симпатию, сочувствие, печаль, и так далее, потому что мы можем абстрактно ВООБРАЗИТЬ будущее, основанное на наших собственных событиях в прошлом или даже просто «концепции событий» в бесчисленных вариантах. Мы можем «предсказать», как будут реагировать другие, потому что мы в состоянии «видеть себя» в них даже при том, что они существуют отдельно от нас, и ситуация несколько отличается внешне, хотя подобна в динамике. Другими словами, мы можем не только идентифицироваться с другими пространственно, но и во времени.
Похоже, что психопаты этой способности не имеют.
Они неспособны «воображать», в том смысле, что они не могут ассоциироваться с образами прямым путем, таким, как одно «Я» взаимодействует с другим.
О, безусловно, они могут имитировать чувства. Но единственное реальное чувство, которое они, кажется, имеют и которое движет ими и заставляет их разыгрывать различные драмы, чтобы произвести впечатление — это своего рода «голод хищника», желание заполучить то, что они хотят. Иначе говоря, они «чувствуют» потребность и желание как любовь, и встреченный ими человек, не имеющий нужного/желаемого ими, описывается как «не полюбившийся» им. Более того, эта точка зрения, исходящая от «надо» и «хочу» предполагает, что в действительности имеет вес только «голод» психопата, а то, что существует «вовне», вне психопата, не является реальным, кроме как в том смысле, что оно может быть ассимилировано психопатом как своего рода «пища». Кажется, единственный вопрос, занимающий психопата, сводится к следующему: «Может ли это быть использовано или принести мне выгоду?» Все остальное, вся его деятельность, подчиняется этому желанию.
Короче говоря, психопат — и нарциссист, в меньшей степени — является хищником. Если мы думаем о взаимодействиях хищников с их добычей в животном мире, мы можем прийти к некоторому пониманию того, что находится за «маской здравомыслия» психопата. Так же, как хищник в природе предпринимает все виды скрытных маневров, чтобы преследовать свою добычу, отрезать ее от стада, приблизиться и уничтожить ее сопротивление, так и психопат создает сложный камуфляж, составленный из слов и внешних проявлений — лжи и манипуляции — чтобы «захватить» свою добычу.
Это подводит нас к важному вопросу: что психопат ДЕЙСТВИТЕЛЬНО получает от своей жертвы? Легко видеть то, за чем они охотятся, когда они лгут и манипулируют из-за денег, вещей или власти. Но во многих случаях, типа любовных отношений и фальшивой дружбы, не так легко понять, к чему стремится психопат. Не углубляясь слишком далеко в духовные предположения — проблему, с которой Клекли также столкнулся — мы можем только сказать, что, кажется, что психопат НАСЛАЖДАЕТСЯ, заставляя других страдать. Нормальным людям нравится видеть других людей счастливыми, или делать что-то, вызывающее улыбку у других, но психопат наслаждается полностью противоположным.
Любой, кто когда-либо наблюдал кота, играющего с мышью перед тем, как убить и съесть ее, вероятно, объяснил это себе тем, что кот просто «развлекается» проделками мыши и не способен воспринять ужас и боль, переживаемые ей. Поэтому кот невиновен в любом злом намерении; мышь умерла, кот наелся, так суждено природой. Только психопаты, как правило, не едят своих жертв.
Херви Клекли «Маска Здравомыслия» или «Маска психического здоровья». Специальный Исследовательский проект школы «Квантовое Будущее»
http://panmudak.com/tag/%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BC%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D0%B0/