"Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет" (Иоганн Вольфганг фон Гёте)
ПОХВАЛА ЛИЦЕМЕРИЮ
Есть на свете человек по прозвищу Лысый. Я никогда его не видела, но много слышала о нём. Лысый много чем знаменит в своей компании, но мне он запомнился одним бессмертным высказыванием. Ко всем детям знакомых Лысый обращается с двумя вопросами. Первый: «Уроки сделал?» Второй независимо от ответа на первый и от времени суток звучит так: «Почему не спишь?» Этим диалоги Лысого с детьми исчерпываются. Мне жаль, что я не знакома с этим мудрецом.
Единственный вопрос, по которому мне ни разу не удавалось достичь согласия с моими друзьями-предпринимателями, — это вопрос о воспитании детей. Мы научились договариваться по поводу политики, их воззрения на экономику вызывают моё доверие, даже в сфере культуры мы пришли к вооружённому нейтралитету. Воспитание было и остается запретной темой. Оговорюсь сразу, что под воспитанием я имею в виду манеры — ни образование, ни человеческие качества отпрысков обсуждению не подлежат, поскольку являются личным делом каждого семейства. Манеры же есть не что иное, как правила общежития, для всех обязательные и одинаковые.
Дети новой буржуазии в большинстве очень дурно воспитаны. Они вмешиваются в разговоры взрослых, при посторонних перебивают родителей или даже спорят с ними, не сдерживают капризов, не представляются, когда звонят по телефону, не чувствуют дистанции между собой и взрослым миром. Вопрос, обращённый к ним, они воспринимают как глубокий интерес к их делам и соображениям, а не как форму вежливости. Естественно, они не виноваты, это происходит от простодушия. Но простодушие и есть отсутствие воспитания. Хорошие манеры — броня лицемерия, защищающая внутренний мир от внешнего. Лицемерие вообще величайшее достижение буржуазной цивилизации.
Буржуа в первом поколении трудно это осознать. Любящие родители хотят дать своему ребенку всё то, чего не было у них самих: большую свободу, понимание, возможность чувствовать себя ценной личностью, интересное и радостное детство, не омрачённое муштрой. Единственное, что не учитывается этой восхитительной доктриной, — неминуемое вступление ребёнка в мир, мало способный на терпение и снисходительность. Восемнадцатилетний студент, с детской непосредственностью спорящий с профессором, не должен удивляться низкому баллу на экзамене. Двадцатидвухлетняя стажёрка, искренне объясняющая первому в её жизни начальнику, что у неё есть своё мнение по данному вопросу, вряд ли должна рассчитывать на постоянную работу в компании. Юное создание, пришедшее в гости к кавалеру и светски замечающее его матери: «У вас недурная квартирка», вряд ли станет в будущем любимой невесткой. Много горестей, неудач, ударов по самолюбию предстоит выдержать тем, кто не приучен ограничивать свою свободу бездушными правилами хорошего тона.
Как-то мне довелось беседовать с профессором одного из лондонских университетов, где учится много иностранных студентов. Я спросила его, в чём, по его мнению, главный недостаток детей из России. Он усмехнулся и ответил: «У них слишком много денег».
Помнится, Стинг успокаивал Запад: «Russians love their children too». Впору сделать уточнение — too much.
«Ведомости», 12.04.2002
«С мороза»