ЧЕЛОВЕКА, ВИДЕВШЕГО ЧТО-ТО собственными глазами, — трудно убедить, что этого не было. Для него виденное — свершившийся факт. Кино в этом смысле — страшное оружие.(c)...
НЕ МАССЫ ШЛИ за Гитлером и Лениным — а наоборот. ...(c)
Правила жизни
Александр Сокуров
Режиссер, 64 года, Санкт-Петербург
ЧЕЛОВЕКА, ВИДЕВШЕГО ЧТО-ТО собственными глазами, — трудно убедить, что этого не было. Для него виденное — свершившийся факт. Кино в этом смысле — страшное оружие.
МОЙ ОТЕЦ УШЕЛ НА ФРОНТ в 17 лет и вернулся весь израненный. Он не любил игровое военное кино. Человек, видевший войну, не будет потом воспроизводить ее на экране. Ничего красивого в ней нет: танк горит некрасиво, человек, в которого попадает пуля, кричит совсем не то, что кричат в русском кино — даже и у самых борзых молодых режиссеров.
СОЗДАВАТЬ НА ЭКРАНЕ РОМАНТИЗМ СМЕРТИ, романтизм войны — отвратительное и недостойное мужчины дело.
У НАС БЫЛ СПОР С СОЛЖЕНИЦЫНЫМ. Он говорил, что благодарен годам тюрьмы. Я никогда не соглашался, а говорил: попробуйте лучше представить себе, чего вы лишились.
В РОССИИ НЕЧЕГО СМОТРЕТЬ, это не визуальная страна. Для формирования режиссера идеальнее условий не придумать.
ТЕРРОРИЗМ — не персонифицированное зло, а следствие пороков огромного числа людей.
НЕ МАССЫ ШЛИ за Гитлером и Лениным — а наоборот. Cначала идет преступление народа, а потом появляется небольшой, дурно пахнущий субъект, который этих ослепленных людей куда-то увлекает. И я в этой связи понимаю европейцев, с опаской поглядывающих на Россию. Возникновение нацистского государства — вещь довольно реальная.
НИЧТО ТАК НЕ РАЗВИВАЕТ человека, как другой человек.
ЖЕНЩИНЫ — ФЕНОМЕНАЛЬНЫ. У них есть какая-то удивительная способность видеть все со стороны. Мне не приходилось встречать женщин с какой-то затекшестью в голове, с тупыми мозгами. У мужчин — сплошь и рядом. Даже жизнь не делает их мудрыми.
ВСЕ ПЛОХОЕ ВО МНЕ — от визуального влияния. Все лучшее во мне создано литературой.
ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КИНОПРОИЗВЕДЕНИЕ сегодня можно создать, только открыв Фолкнера, Диккенса и вообще толстый роман. Только там можно теперь испытать волнение и восторг.
ЕСЛИ БЫ СЕЙЧАС взять и исключить Москву хотя бы на три-четыре месяца из участия в экономических и политических процессах — мы сразу бы увидели, как изменилась бы страна: в хорошую сторону.
КОГДА В ПЕТЕРБУРГЕ МАШИНЫ сигналят на дороге — все знают, что это люди из Москвы.
НИКОГДА В ЖИЗНИ не брал деньги в долг. Голодал, страдал — что угодно было, но не брал. Если мужчина не в состоянии решить даже элементарные вещи в своей жизни — как же быть с действительно сложными ситуациями?
РУССКИЕ ЖИВУТ В НЕСОГЛАСИИ даже со своим организмом.
СТРАСТЬ РУССКИХ ВСЕ КОПИРОВАТЬ — лондонские магазины, французские рестораны, итальянскую архитектуру — как раньше, так и сейчас объясняется только запоздалостью развития. У нас, конечно, есть что-то свое, но это что-то невыраженное, несформулированное. Поэтому и оригинальна в России в первую очередь — музыка: на мой вкус, Глинка и Мусоргский.
КИНО НИКОГДА не являлось для меня ценностью. Кино — вторичное искусство. Кинематографическая среда для меня чужая: я почти никого не знаю из своих коллег. Кино просто дает мне возможность создавать какие-то вещи.