ВОЛЯ
— это высший дар богов, природное раздолье, свобода выбора и Правило (Закон). Воля — это Русь Изначальная, Исконная, это тот самый Могучий Русский Дух, без которого нет, и не может быть самого Русского Народа.
Каждый русич ранее понимал, что данная богами воля не может быть ограничена кем-либо, ибо любое ограничение воли есть путь к богоборчеству и к насилию человека над человеком, что неминуемо ведёт к расколу общества и даже к рабству, а такое положение было категорически неприемлемо для наших предков.
«Каждый сам вправе устраивать свою жизнь по своему разумению, что говорить и как поступать, чем заниматься и что выращивать, кого называть другом, а кого ворогом, принимать чью-либо волю, либо жить, как положит бог» — учили народ ведические священнослужители и при этом уточняли, что воля не есть вседозволенность: «Коли хочешь с людьми в мире жить — исполняй волю общинную. Коли веруешь в волю божью — исполняй волю праведную. Коли Князя народ избрал — исполняй волю княжескую. Коли воином ратным стал — исполняй волю ратную.
Ведать должно и понимать, что Воля каждого не есть себялюбие и потакание слабостям своим, ибо жить должны мы в согласии с миропорядком, что основан на славном и горьком опыте праотцев наших.
Тот, кто чтит заветы отцовские да слушает слово старшего, тот и волю свою не направит супротив общины, супротив родных богов да Земли-Матушки».
Если человек не принимал общинной воли, то он лишался поддержки общества и становился объектом насмешек, нападок и упрёков. При этом любой конфликт с кем-либо рассматривался, как правило, не в его пользу. В результате человек либо переселялся в другие места, либо всё же принимал общинную волю и постепенно вновь налаживал взаимоотношения с общинниками.
Принцип воли присутствовал и на общественных Сходах, где любые решения принимались лишь с учётом мнения каждого. Не путём голосования как сегодня, когда большинство диктует условия меньшинству и потому всегда есть оппозиция, а именно единогласно. Конечно, бывали случаи, когда на Сходах не могли прийти к единому мнению сразу, но и эти ситуации обычно быстро разрешались, ибо в подобных случаях Старейшины Родов просто запирали споривших в амбаре и ждали, когда те договорятся между собой. При этом из амбара никого не выпускали ни по нужде, ни по болезни, ни по другим причинам.
Не ограничивались воли в русском обществе и преступившие закон. Так, за мелкие преступления следовали либо телесные, либо имущественные наказания, а иногда и просто общественное презрение, что для светоруса было хуже смерти. За тяжкие же преступления, если только на них не распространялась смертная казнь — следовало лишение родовой поддержки и высылка в приграничье или в места мало пригодные для жизни. Именно таким образом из преступных изгнанников некогда были рождены некоторые горские народы, которые до сих пор не могут мирно ужиться со своими соседями.
Единственной категорией людей, подвергавшихся временным ограничениям воли, были пленённые инородцы, хотя и они по окончании военных действий вели довольно свободный образ жизни. Отстроив разрушенное и возместив нанесённый ущерб, каждый пленный мог уйти в свои земли или, с разрешения общины, остаться, завести собственное хозяйство, создать семью и даже стать практически равноправным членом общества.
Светорусская вольница, послужившая основой для вольницы казачьей, существовала многие века. И это было обусловлено не только жёстким сохранением традиций, но и благодаря развитой системе воспитания каждого русича, когда такие понятия как Совесть, Честь и Достоинство человека закладывались в каждого с младенчества и ценились обществом намного выше занимаемого положения и материальных накоплений.