Пифагор запомнился будущим поколениям своими астрономическими, математическими, экономическими и политическими взглядами. Однако, помимо всего прочего, Пифагор был одним из первых идеологов вегетарианства, для которого растительная пища была одним из немаловажных принципов жизни и философии.
Одним из первых идеологов вегетарианства в европейской культуре стал античный мыслитель Пифагор. Его философия выражалась не только в определенном образе мысли. Не только в его речи, пронизанной греческим логосом, эросом, гением, но, что особенно важно — в образе жизни, который он стремился распространить по всей Элладе и которому симпатизировали прочие интеллектуалы своего времени: Сократ, Платон, Цицерон и др. Особенностью учения Пифагора, как и всей античной философии в целом, является то, что оно основано на непосредственных наблюдениях за миром природы и человеком и стремится к поиску взаимосвязей между этими элементами единого универсума. Его учение лишь на первый взгляд представляет собой синтетический теоретический конструкт, переплетенный с «древними» мифологическими представлениями человека о мироустройстве, на самом же деле — в его основании лежит жизненный опыт мудреца и вполне рациональные предпосылки, характерные для мышления современного человека. Пифагор вовсе не упражняется в абстракции, но он занимается практической философией, которая ставит перед собой задачу сделать жизнь человека счастливее, гармоничнее и благополучнее.
Образ мысли
Пифагор приходит к вегетарианству по двум причинам: религиозной и этической. Первый аспект связан с верой философа в бессмертие души и реинкарнацию. Это учение, согласно одним источникам, мыслитель перенял от египетских жрецов, к мистериям которых ему удалось прикоснуться в период странствий и путешествий «за мудростью», согласно другим — от последователей поэта Орфея. И те, и другие утверждали, что душа человека бессмертна и переходит в другое живое существо, когда первое ее тело погибнет. При этом, прежде чем вновь возродиться в человеческом теле, она должна пройти цикл перевоплощений в тела земных и морских животных, птиц. Орфики, кроме того, добавляли, что человек высоконравственный, ведущий определенный благой образ жизни, избавляет себя от вереницы перевоплощений и обретает покой в загробном мире — на Островах Блаженных. Поэтому Пифагор отказывается от мяса и призывает к воздержанию своих учеников: с одной стороны, чтобы не нарушать естественный цикл перевоплощений, с другой — чтобы не совершать грех против всякого живого существа, чья душа имеет ту же природу, что и душа человеческая. Сохранилось несколько золотых высказываний философа на этот счет: «Человек! Не делай другим животным того, чего не хочешь, чтобы они тебе делали» и «Воздержи себя от убийства животных. Пролитие крови их привело людей к неистовству проливать кровь себе подобных». Пифагореизм — одно из первых греческих религиозных течений, возбраняющих кровавые жертвоприношения богам. Вместо тел убитых животных они подносят к священному алтарю растительную пищу, ладан и благовония. Биограф Диоген Лаэртский приводит на этот счет и другие литературные фрагменты античных авторов, свидетельствующих об отношении к учению Пифагора в древности:
«Мы Аполлона чтим пифагорически: В чем есть душа, того к столу не требуем».
«Одушевленных созданий не трогаешь хищной рукою — Ты не один, Пифагор: делаем то же и мы. В том, что проварено, в том что зажарено, в том, что под солью, Верно уж, нету души, — есть лишь законная снедь».
«Был Пифагор такой уж мудрец, что пищу мясную В рот принимать не желал — грех-де неправедный в том! Всем остальным он, однако же, мясо давал без запрета — Сам, — говорил, — не грешу; пусть остальные грешат!»
Вегетарианство для Пифагора не только вопрос религии, но и нравственный закон. Отказ от мяса рассматривается, с одной стороны, как фактор мирного человеческого сосуществования. Убийство животных на охоте, забой домашнего скота — все это ожесточает человеческую душу, придает ей звероподобный облик. Главное отличие человека от животного заключается в том, что последним движут природные инстинкты, в то время как человек может управлять своими страстями, заботиться о собственной нравственности. Самоконтроль проявляется в разумном и осознанном отказе от соблазнов и излишеств. Духовная и телесная аскеза — то, чему Пифагор придает особое значение. Архаическая греческая культура утверждала, что человек — игрушка в руках богов, природы, судьбы и прочих сил внешней среды. Пифагор же утверждает обратное — человек способен управлять окружающим миром вещей, но для начала нужно позаботиться о себе: научиться управлять собственной душой и телом, открыться миру через познание и созерцание. Таким образом, вегетарианство Пифагор рассматривает как метод дисциплины души и тела.
Образ жизни
Практики самодисциплины и аскезы — неотъемлемая составляющая пифагореизма. Мы имеем представление о двух видах таких практик. Например, очищающие приготовления ко сну — слушание музыки, вдыхание благовоний, рефлексия насчет прожитого дня. Или техника испытания: это значит поставить себя в ситуацию соблазна, искушения, чтобы тренировать стойкость и преодоление. Пифагорейцы начинали иное утро с долгих, трудных, утомляющих физических упражнений, цель которых — вызвать аппетит. Затем они велят накрыть роскошные столы и подать чрезвычайно обильный завтрак. Испытуемые садятся перед блюдами, смотрят на них и погружаются на некоторое время в раздумья. Затем они обязаны позвать рабов и отдать завтрак им, себе оставляю лишь самую простую пищу. Соблюдение нравственных законов, молитва, созерцание красоты и стремление к мудрости и истине, по замыслу Пифагора, очищают душу человека. Не менее важно и соблюдение телесной чистоты, поскольку физическое и духовное определяют друг-друга и в сумме составляют гармонию единого. Поэтому философ придает большое значение вопросам медицины и гигиены: никаких излишеств в еде, сне, любви, занятия гимнастикой, ритуалы омовения — все это часть образа жизни, который проповедует Пифагор. Когда он основал в южной Италии собственную школу (братство, орден), то ввел в ней строгие правила. Все члены сообщества носили белые льняные одежды, соблюдали определенный распорядок дня и питания. От Ямвлиха и Диогена до нас дошли тексты, которые позволяют достаточно подробно реконструировать образ жизни пифагорейцев. Их утро начиналось с прогулок. Они совершались каждым в одиночестве и тишине, близ храмов и священных рощ.
Пифагорейцы полагали, что не следует встречаться с кем-либо, пока не приведешь в порядок собственную душу и тишиной не настроишь гармонично свой разум. После утренней прогулки они встречались в святилищах и храмах, чтобы приступить к философским занятиям: лекциям, заучиванию текстов и т. п. Закончив обучение, они приступали к уходу за телом: к умащениям маслами, бегу, занятиям борьбой в садах и гимнастикой. Завтракали они практически всегда одним и тем же — хлебом, медом и водой. Затем следовали занятия общественно-политическими делами, поскольку члены пифагорейского союза — это представители греческой аристократии, например, дипломаты или законодатели. Вечерняя прогулка, в отличие от утренней, предполагала не одиночество, а группы учеников (по 2−3 человека), а также повторение уроков, усвоенных за день. Далее следовали омовения, молитва и совместный ужин в группах по 10 человек. В меню входили, как правило, ячмень, пшеничный хлеб, вареные и сырые овощи, вино и легкие закуски. После принятия пищи следовало воздать благодарность богам и приступить к коллективному чтению в слух. Чтецами выступали младшие члены пифагорейского братства, а старшие их исправляли. День завершался напоминанием наиболее значимых наставлений. Вот одно из них: «Садовому растению не вредить и не губить его, равно как и живому существу, если оно не способно навредить человеческому роду». Пифагор утверждал, что употребление растительной пищи — позволяет ощущать легкость тела и ясность ума. Однако он налагал запрет на употребление бобовых. Это может быть связано с одной стороны с мифологией и религией, поскольку бобы использовались в священных гаданиях и согласно одному из приданий были сотворены из той же материи, что и тело человека. С другой — утверждают, что Пифагор исходил из наблюдений, согласно которым, бобовые тяжело перевариваются, а потому не относятся к «легкой пище».
Учеников и последователей греческого философа едва ли не вплоть до религиозного фанатизма восхищали непорочная чистота, мудрость и величие духовного лидера, неотступно следовавшего своей теории. Для них он был окружен пьянящим ореолом олимпийского света. По одним источникам земная жизнь Пифагора оборвалась в 80−90 лет, по другим — в 104 года. Так или иначе, после его смерти вегетарианство прочно укоренилось в западной и восточной культурах. Идеология вегетарианства (не путать с модой и другими забавами стада!) в настоящее время пытается вернуть себе первозданное значение: образа жизни, логически выведенного из размышлений о природе человека, его рациональности и стремления к познанию, творчеству и прекрасному.