Темница и Промысел Божий в жизни преп. Ефрема Сирина
Святой Ефрем Сирин жил в IV веке Р. Х. От природы он обладал пламенным темпераментом и был весьма раздражителен. В юные годы он совершал поступки, мягко говоря, не очень благовидные. В своей «Исповеди» сам святой позже признавался: «…в краткие сие годы был я злоязычен, бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был безчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям, даже и не во время плотского возбуждения» (Святой Ефрем Сирин Творения. Том 1. М., Издательский отдел Московского Патриархата", 1993, С.5). Наряду с прочим, юноша не отличался крепкой верой и имел большие сомнения относительно Промысла Божия. В связи с чем был подвергнут не только серьёзному испытанию, но и вразумительному уроку.
Однажды, отправившись за город, юноша остановился ночевать с пастухами овец. Ночью на стадо напали волки и растерзали овец. Всю вину за происшедшее несправедливо возложили на Ефрема, в связи с чем его и заключили в темницу. Там он познакомился с двумя другими узниками: одного обвиняли в прелюбодеянии (надо же, в те времена за это даже сажали в тюрьму!), а другого, земледельца, — за убийство. На самом деле первый не был прелюбодеем, а земледелец никого не убивал. Получив во сне откровение Свыше повнимательнее рассмотреть свою жизнь и поразмышлять обо всем случившемся, Ефрем вспомнил, что некогда был повинен в гибели коровы одного бедняка, которую растерзал хищник. Этот случай он рассказал другим заключенным. Тогда один из них припомнил, что в своё время присоединился к обвинителям одной женщины, оклеветанной в прелюбодеянии. За эту подлую ложь он получил часть её наследства из рук братьев оклеветавших свою сестру по злому умыслу. Земледелец же признался, что некогда видел человека, тонущего в реке, и хотя мог ему помочь, но не сделал этого. Вскоре Ефрем был освобождён из темницы. Пред тем в ночном видении ему было возвещено повеление: «Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем назирающее». После выхода из темницы он посвятил всю свою жизнь покаянию. «…И в поздние годы не переставал он каяться в грехах юности и просить у других молитв пред Господом о прощении» (С. 8 указ.соч.).
Не правда ли, пример достойный подражания. Итак, даже, казалось бы, случайные, напрасные случаи, связанные с тюремным узничеством, предопределены Промыслом Божьим. Тюрьма — это Богом данный крест, причём для многих, как явствует из самой жизни, спасительный.