Знаменитые гетеры.
Достойная греческая женщина росла, воспитывалась и всю жизнь проводила затворницей в гинекее — на женской половине дома. Она не посещала театр, не смела появляться в Народном собрании. Женщина даже не могла одна выйти на улицу — её обязательно сопровождал кто-нибудь из родственников или рабыня. Хозяйка не выходила к гостям, если в доме собиралось общество друзей её мужа. Тогда мужскую компанию развлекали гетеры.
Среди гетер встречались женщины блестящего ума, хорошо образованные, умеющие поддержать разговор поэтов и философов, разбирающиеся в политике и искусстве.
Аспасия.
Аспасия славилась в Афинах красотой и умом. Аспасия была прекрасной собеседницей, и говорят даже, что она была наделена ораторским талантом, который так ценили афиняне.
В Афинах правила в то время демократическая партия. Её лидер Перикл был любимцем народа: его называли «Олимпийцем» за безупречное поведение, за особое уважение к законам и чужим жизням, за мудрость в управлении, за бескорыстие и удивительную сдержанность. Он получил прекрасное образование для своего времени: изучал в молодости музыку, стихосложение, естественные науки, посещал лекции философа Зенона и обучался у него ораторскому искусству.
Аспасия быстро приобрела известность, открыв в Афинах школу для девушек и молодых женщин. На своих уроках она смело выступала, полемизируя с мужчинами, за равноправие в браке, за союз любви двух сердец, за уважение к женщине.
Её дом привлекал мудрецов и философов, приходивших насладиться искусством красноречия умной красавицы из Милета. Среди слушателей выступлений женщины-философа можно было встретить Сократа, Софокла, Ксенофонта, Еврипида, Фидия и других великих греков, входивших в «кружок Перикла». Молодой Сократ, работавший в то время камнетёсом на строительстве и мечтавший, возможно, стать скульптором, влюбился в красавицу из Милета и забросил ваяние, решив учиться у неё красноречию. Он был моложе на год Аспасии, отказался наследовать профессию отца и провёл свою жизнь в философских беседах и спорах на темы морали, познания себя…
Перикл познакомился с Аспасией и был восхищён этой женщиной, которая сумела поставить себя так, что самые умные люди Афин считали за честь быть её друзьями. Он сделался частым гостем в доме гетеры.
И мало этого: по Афинам пронёсся слух — Перикл решил жениться на гетере Аспасии! Это оказалось правдой. Перикл развёлся с женой, и вскоре в доме стратега появилась новая хозяйка. Перикл слышал сплетни и пересуды за своей спиной, но нимало не беспокоился. Он знал, что никакие Насмешки не умалят его заслуг перед государством. И потом, он слишком любил Аспасию, чтобы придавать значение скабрезным историям, которые о ней рассказывали его недруги.
Счастьем наполнился дом Перикла, когда в него пришла Аспасия. Рассказывали, что каждый день, уходя из дома, Перикл нежно прощался с женой и приветствовал её при возвращении, что было совсем не в традиции афинских мужей. Аспасия же, став женой стратега, не заперлась в гинекее, как полагалось замужней женщине в Афинах. Она продолжала принимать гостей, друзья Перикла стали и её друзьями. Для своего сына oт брака с Аспасией — Перикла-младшего — стратег добился в виде исключения афинского гражданства вопреки закону, который сам и ввёл: ведь Аспасия не была афинянкой.
В тяжёлые для Перикла дни нелегко пришлось и Аспасии. Именно на неё, зная, как много значит она для стратега, обрушили свой первый удар недруги Перикла. Аспасию обвинили в нечестивости, в том, что она, гетера, учит распутству афинских женщин. Перикл встал на защиту жены. Говорят, он плакал, убеждая судей в её невиновности. Аспасию удалось спасти от наказания, но радость уже не возвращалась в дом Перикла. Следом за нападками врагов пришли война и чума, унёсшая жизнь великого афинянина. До самой смерти Перикла Аспасия была рядом с ним, оставаясь заботливой женой и верной подругой.
Таис Афинская.
Веселая, гордая, озорная, отчаянная и, конечно же, красивая, эта женщина блистала, как звезда на небосклоне, затмевая всех остальных гетер. А потому достойным её мог быть только лучший из лучших и могущественнейший человек. И таким человеком — под стать ей — явился для неё царь Македонии, Александр Македонский.
Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам».
— И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! — потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий.
После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его.
.Фрина.
Афинская куртизанка Фрина — одна из самых известных женщин античности. Она не правила царством, как Клеопатра, не сжигала города, как Таис, не вела бесед с мудрецами, как Аспазия. У нее была только красота, но этого хватило, чтобы навсегда войти в историю.
Фрина не была уроженкой Афин, ее родина — скромная Феспия. Настоящее имя — Мнесарет («Помнящая о добродетелях»). За какие провинности эту красавицу прозвали Фрина (по-гречески «жаба») неизвестно. Историки утверждают, что в Древней Греции так называли женщин из-за желтовато-бледноватого для смуглых греков оттенка кожи, это имя использовалось и другими гетерами до нее.
Девушка была от природы наделена столь совершенной красотой (особенно изумляла фигура), что просто обязана была переехать в Афины
Она была дочерью состоятельного врача Эпикла, была образована. Почему Фрина стала куртизанкой и как оказалась в Афинах — история тоже умалчивает.
По одной версии, ее отец был замешан в политическом перевороте, стал изгнанником, а дочери изгнанников обычно пополняли ряды проституток.
По второй версии, Фрина сама сбежала из дома, желая избежать судьбы провинциальной гречанки: раннее замужество, куча детей, домашняя работа.
Поэтому Фрина поехала в Афины, чтобы стать гетерой, ведь им разрешалось то, что было запрещено остальным женщинам — разговаривать с незнакомыми мужчинами, ходить в откровенных нарядах, пользоваться духами и косметикой. В Афинах прелести Фрины оценили по достоинству: она стала возлюбленной многих значительных людей, в том числе и упомянутых Апеллеса и Праксителя.
Фрина назначала цену своим клиентам не по таксе, а в зависимости от того, как она к ним относилась: как-то ей весьма не понравился царь Лидии, и она назвала ему совершенно абсурдную и невообразимую сумму. Он уплатил её, но потом ему пришлось поднять в своей стране налоги, чтобы восстановить бюджет. К Диогену же она снизошла безо всякой платы, поскольку восхищалась его умом.
Благодаря признательности своих возлюбленных Фрина приобрела такое значительное состояние, что когда Александр Македонский разрушил стены Фив (336 год до н. э.), она предложила горожанам отстроить их заново на свои средства, но при условии, что на них будет установлена памятная доска: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной», но фиване отклонили это предложение.
К 25 годам Фрина была состоятельной женщиной, купила дом, обзавелась рабами, устраивала пиры. У нее был дом, как у очень богатого афинянина, двор, украшенный галереей из колонн, со скульптурами и картинами, с садом и с бассейном, вместо цистерны с водой. Она могла бы уже оставить свое ремесло, но ей важно было оставить за собой право называться самой желанной женщиной Эллады. Ее ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние.
Притом Фрина отличалась непривычной стыдливостью, и обнаженной её увидеть было практически невозможно: общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте.
Только дважды в год, на Элевсинские и Посейдоновы мистерии она вставала в портике храма обнаженной под восхищенными взглядами собравшихся, а затем, распустив волосы, шла через толпу в море, чтобы воздать почести богам, уподобляясь рождающейся из пены морской богине Афродите. Этот ритуал стал сюжетом для картины Генриха Семирадского.
Как рассказывают антики, однажды сцену вхождения Фрины в море увидел Апеллес, знаменитый художник, и загорелся идеей написать ее обнаженной. Как! Чтобы ее сокровенные прелести видели все и не платили ей?!
- На картине ты предстанешь не просто обнаженной, что уже новость, а самой богиней Афродитой! — заявил Апеллес.
- Но и богинь в мраморе изображают в пеплосе.
- Легкий, прозрачный покров… Надо сбросить, как в море ты сбрасываешь покрывало и предстаешь воочию богиней!
- Правда?! Только тебе придется заплатить немалую сумму.
- А я-то думал, ты обрадуешься и заплатишь мне немалую сумму.
- За что?
- А я за что? Я же прославлю тебя на все времена.
- Ты за то же, что и другие, за лицезрение моего тела во всех нежных и изумительных по красоте и прелести изгибах. Именно за это я беру большие деньги. А за обладание — проще заплатить оболами первой смазливой шлюхе, и все дела.
- Хорошо, я заплачу. Ведь иначе ты картину оставишь себе.
- Ты заплатишь и еще сделаешь меня богиней воочию? Хорошо иметь дело с художниками!
Помпейская фреска «Афродита Анадиомена» была картиной Апеллеса, написанной им для храма Асклета и изображала новорожденную богиню, выходящую из волн.
В это же время она обратила внимание на скульптора, который в поте лица трудился в своей мастерской, разумеется, во дворе дома под открытым небом. Его звали Пракситель.
Конечно, он тоже давно заметил Фрину, вполне возможно, был знаком с Апеллесом и видел «Афродиту Анадиомену». Он был уже известным скульптором. Фрина, обретя славу, решила принести в дар родному городу работу афинского скульптора и заглянула к нему.
Пракситель впервые дерзнул изобразить женскую фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу.
Греческие художники до Праксителя изображали в таком виде только гетер. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.
За то, что Фрина послужила моделью для статуи Афродиты, ее обвинили в кощунстве и богохульстве.
Испуганная, растерянная стояла Фрина перед афинским судом, грозным и неумолимым. Для этих людей она так и осталась чужеземкой. Еще недавно они приветствовали ее появление криками восторга. А теперь этот суд для них — лишь очередное зрелище…
Суд был настроен крайне сурово, и все красноречие адвоката и свидетелей не помогло разжалобить суд. Тогда Гиперид приказал Фрине встать и сдернул с ее плеч покрывала, обнажив подсудимую. По другим текстам, Гиперид обнажил Фрину только до пояса или одежды сбросила она сама по знаку защитника. Она стояла, открыв свою безупречную грудь. Судьи смотрели на нее в изумленном молчании.
— Благородные судьи посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой…
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу.
«Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты, — писал историк Афиней. — Но еще прекраснее были те части тела Фрины, которые не принято показывать».
200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность.