Гипотезы о снах
На свете существует наука, изучающая сновидения — онейрология. Эта научная дисциплина сочетает в себе черты неврологии, психологии и даже литературы, но на главный вопрос ответа не даёт — почему же всё-таки люди видят сны? Пусть убедительного решения головоломки пока нет, зато на этот счёт есть несколько любопытных гипотез, вот некоторые из них…
Скрытые желания
Одним из первых, кто начал изучать сны, был основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд. Проанализировав сновидения сотен своих пациентов, Фрейд разработал теорию, которой и сейчас придерживаются некоторые из его последователей: сновидения — это подавленные желания и скрытые стремления людей.
Во сне, по утверждению Фрейда, люди видят то, чего хотят достичь, буквально или символически. Например, если человеку приснилось, что его мать умерла, это вовсе не значит, что он подсознательно хочет её убить — фрейдистское толкование говорит о некоем конфликте между матерью и сыном, при этом проблема имеет простое и эффективное решение, но мать об этом не знает. Таким образом, смерть матери во сне — опосредованное изображение разрешения конфликта.
Изучая сны, основатель психоаналитического метода помогал своим клиентам вытаскивать наружу столь глубоко спрятанные страхи и стремления, что они и сами не подозревали, что же скрыто в их подсознании.
Побочный эффект электрической активности мозга
Теория Фрейда говорит о переосмыслении, которому опыт человека повергается в сновидениях. А психиатр Алан Хобсон, автор другой популярной теории, объясняющей возникновение снов, напротив, утверждает, что сны не несут в себе никакой смысловой нагрузки — это всего лишь результат случайных электрических импульсов, которые возникают в отделах мозга, отвечающих за эмоции, восприятие и воспоминания.
Свою теорию Хобсон назвал «действенно-синтетической моделью», согласно которой мозг просто пытается интерпретировать случайные сигналы, что и приводит к возникновению красочных или не очень сюжетов.
«Действенно-синтетическая модель» может также объяснить, почему некоторые люди склонны создавать художественные литературные произведения, которые по своей сути не что иное, как своего рода «сны наяву», созданные с помощью интерпретации сигналов, получаемых лимбической системой мозга от окружающего мира.
Избавление от ненужного хлама
Так называемая «теория обратного обучения» гласит, что сновидения помогают людям избавиться от некоторого количества ненужных ассоциаций и связей, которые образуются в мозге человека на протяжении всего дня. Можно сказать, что сновидения служат своего рода механизмом «вывоза мусора», очищающим голову от нежелательных и бесполезных мыслей. Это позволяет избежать перегрузки большим количеством информации, которая неизбежно поступает в мозг каждый день.
Отправка краткосрочных воспоминаний на длительное хранение
Возможно, сновидения действительно результат случайных нервных импульсов, но что если эти импульсы совсем неслучайны? Такую идею выдвинула психиатр Чжан Цзе, назвав её «теорией постоянной активации».
Чжан Цзе полагает, что мозг постоянно пропускает через себя множество воспоминаний, вне зависимости от того спит человек или бодрствует. В момент, когда краткосрочные воспоминания перемещаются на длительное хранение в отделы долгосрочной памяти, и возникают сны.
Систематизация сведений, полученных за день
Эта гипотеза прямо противоположна «теории обратного обучения»: согласно ей, сны — это процесс упорядочивания и запоминания информации.
В пользу этой идеи говорят несколько исследований, результаты которых показывают, что человек лучше запоминает сведения, полученные им непосредственно перед отходом ко сну. Как и Чжан Цзе со своей «теорией постоянной активации», апологеты этой гипотезы уверены, что сны помогают человеку осмыслить и систематизировать информацию, приобретённую им в течение дня.
Другим подтверждением этой гипотезы служат недавние исследования, в ходе которых было выявлено, что если человек засыпает вскоре после какого-либо неприятного случая, то, проснувшись, он будет отлично всё помнить, как будто это произошло лишь несколько мин назад. Поэтому если есть подозрение на психологическую травму, лучше не давать потерпевшему спать максимальное количество времени — отсутствие сновидений поможет стереть из памяти неприятные впечатления.
Видоизменённый защитный инстинкт, доставшийся человеку от животных
Некоторые учёные провели исследования, указывающие на явное сходство между поведением животных, которые притворяются «мёртвыми», чтобы избежать гибели, и состоянием человека, когда ему снятся сны.
В момент «просмотра» сновидений мозг работает точно так же, как при бодрствовании, за исключением двигательной активности тела. При этом то же самое наблюдается у животных, когда они изображают из себя труп в надежде, что хищник их не тронет. Поэтому вполне возможно, что сны достались человеку в наследство от далёких животных предков, претерпев в процессе эволюции некоторые изменения, ведь современному человеку незачем притворяться мёртвым.
Имитация угрозы
Теория о защитном инстинкте отлично вписывается в идею именитого финского философа и невролога Антти Ревонусуо. Он предположил, что биологическая функция снов состоит в моделировании различных опасных ситуаций для отработки и «репетиции» реакций организма. Человек, который в своих сновидениях часто встречается с какими-либо угрозами, в случае возникновения реальной опасности будет действовать более уверенно, так как ситуация ему уже «знакома». Такие тренировки, по словам Ревонусуо, благосклонно влияют на выживаемость конкретной человеческой особи и вида в целом.
У этой гипотезы есть один существенный недостаток: она не объясняет, почему иногда человеку снятся позитивные сны, не несущие в себе никакой угрозы или предупреждения.
Решение проблемы
Эта гипотеза, разработанная профессором психологии Гарвардского университета Дейдрой Барретт, похожа на идею, выдвинутую финским учёным Антти Ревонсуо.
Профессор Барретт считает, что сны служат человеку своего рода театром, на сцене которого можно найти ответы на многие вопросы и решения некоторых проблем, при этом во сне мозг работает эффективнее, потому что способен быстрее образовывать новые ассоциативные связи. Дейдра делает выводы на основе своих исследований, в ходе которых было выявлено, что если человеку перед сном поставить определённую задачу, то после пробуждения он решает её быстрее тех, кого просто попросили её решить, не давая при этом возможности «подсмотреть» ответ во сне.
Теория естественного отбора мыслей
Идея решения проблем посредством снов близка к так называемой теории естественного отбора мыслей, разработанной психологом Марком Блечнером. Вот как он описывает сновидения:
«Сновидение — это поток случайных образов, некоторые из которых мозг выбирает и сохраняет, чтобы использовать в дальнейшем. Сны состоят из множества вариантов чувств, эмоций, мыслей и некоторых других высших психических функций, часть из которых проходит своего рода естественный отбор и попадает на хранение в память».
Психолог Ричард Коутс в свою очередь уверен, что во сне мозг моделирует различные ситуации, чтобы выбрать наиболее подходящие эмоциональные реакции. Именно поэтому утром люди обычно не переживают по поводу тревожных и страшных историй, увиденных во сне, — мозг даёт понять, что таким образом он всего лишь «репетирует».
Сглаживание негативных переживаний посредством символических ассоциаций
Сторонники этой теории убеждены, что сон — это не поток случайных образов или имитация различных эмоциональных реакций, а скорее терапевтический сеанс.
Один из создателей так называемой Современной Теории Сновидений, психиатр и исследователь природы сна Эрнест Хартман пишет:
«Если у человека преобладает какая-либо яркая эмоция, его сны отличаются простотой, если не сказать примитивностью. Например, пережившим какую-либо психологическую травму часто снится что-то вроде: „Я лежал на пляже, но вдруг меня смыла огромная волна“. Это достаточно распространённый вариант: во сне человек видит не конкретное событие, а односложную эмоцию, например, страх. Если же засыпающего тревожат сразу несколько вещей, то его сны будут иметь более сложную структуру. Чем выше эмоциональное возбуждение человека, тем ярче будут сны, которые он увидит».
Хартман полагает, что сны — это эволюционный механизм, посредством которого мозг сглаживает негативные последствия психологических травм, предъявляя их человеку во сне в виде неких символов и ассоциативных образов.