Пальмовое масло похоже на рукоблудие: широко распространенное явление, которое одни порицают, другие хвалят, а третьи используют как основу большой и прибыльной индустрии. В российском правительстве обсуждают, как следует запретить пальмовое масло — полностью или частично. Среди аргументов за и против запрета, равно как и в газетных заметках, объясняющих его смысл, часто встречаются противоречивые, иногда просто ложные утверждения.
Почему его хотят запретить в России?
Главным образом потому, что с появлением антисанкций и исчезновением европейских продуктов российские пищевики стали слишком много добавлять его в молочные продукты.
По данным Росстата, импорт пальмового масла в октябре 2014 года вырос на 74% по сравнению с октябрем 2013 года, а в январе и феврале 2015-го — на 37% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Если учесть, что импорт молока и сливок сократился на 34%, а их собственное производство в России сократилось на 2%, можно предположить, что пальмовое масло заменило молочный жир в продуктах российского производства примерно на треть.
Представители Россельхознадзора говорят, что пальмовое масло «не так уж безопасно», поскольку оно содержит некие вредные жирные кислоты. О том же самом говорят многие российские врачи. Это, мягко говоря, никем не доказано.
Насколько оно вредно на самом деле?
Нет и вряд ли уже когда-либо появятся заслуживающие доверия доказательства вреда натурального пальмового масла для здоровья. Все исследования, доказывающие связь потребления пальмового масла с риском инфарктов и инсультов, обладают многими недостатками: малым масштабом, плохим дизайном, а главное, статистические корреляции в них приравниваются к причинно-следственной связи. Например, группа авторов из Стэнфордского университета в 2011 году опубликовала исследование, в котором статистика потребления пальмового масла в разных странах сравнивалась со статистикой инфарктов и инсультов. Ученые констатировали прямую связь: чем больше, тем больше. То, что пальмовое масло больше едят в бедных странах, где уровень жизни и качество еды в целом хуже, авторы оставили за скобками.
Классическая аналогия: в летние месяцы повышается потребление мороженого и количество утонувших в реках и морях. Глядя на цифры, можно было бы предположить, что люди тонут от того, что едят мороженое, однако здравый смысл подсказывает, что есть третий фактор (жара), который заставляет и больше есть мороженого, и чаще лезть в воду. В случае с пальмовым маслом и атеросклерозом артерий здравый смысл нам ничего не подсказывает.
Зато подсказывает наука: по данным несравнимо более масштабных когортных исследований, потребление насыщенных жиров (в том числе сливочного масла и того же пальмового) не вызывает атеросклероз артерий или другие нежелательные эффекты. В прошлом году в журнале Time вышел эпический материал об этой смене диетологической парадигмы. А в июне 2015 года американская правительственная экспертная комиссия предложила убрать из официальных диетических рекомендаций верхний предел потребления пищевого жира. Проанализировав все имеющиеся на сегодняшний день научные данные, авторы доклада пришли к выводу, что нет оснований думать, что потребление масла само по себе наносит какой-либо вред здоровью.
Почему его так много используют?
По двум причинам: оно гораздо дешевле натурального животного жира и похоже на него по консистенции. Сегодня на глобальном рынке пальмовое масло стоит около 570 за тонну, то есть почти в пять раз меньше, чем молочный жир (2700). Натуральное пальмовое масло при комнатной температуре обладает полутвердой консистенцией, поэтому может заменить сливочное масло в кондитерских изделиях. Более того, это лучший заменитель, поскольку в нем нет трансжиров, действительно вредных соединений, которые есть в других популярных заменителях масла — маргаринах и спредах.
Значит ли это, что с пальмовым маслом все в порядке и волноваться не о чем?
Это тоже далеко не так. Если говорить о ситуации с едой в России, то проблема не в пальмовом масле как таковом, а в том, что производители того же сыра, творожной массы и других молочных продуктов часто никак не помечают на упаковке подмену молочного жира растительным. Специалисты говорят, что по вкусу продукт с пальмовым маслом не отличить, но главное отличие в том, что много такого продукта не съешь. В итоге покупатель платит за молочный продукт, а получает его эрзац. В связи с этим призывы Минсельхоза не запрещать использование, а только ужесточить маркировку, выглядят вполне уместно.
Однако с пальмовым маслом есть другая, глобальная проблема.
Почему в Европе на упаковке стали указывать «не содержит пальмового масла»?
Около половины всего масла, которое производится на планете, — пальмовое: оно составляет 56% мирового рынка масел (на остальные 16 видов, которые торгуются на международном рынке, приходится 44%). Это приводит к серьезным экологическим проблемам, если не сказать катастрофам: под плантации вырубаются тропические леса, а вместе с ними исчезают орангутаны, суматранские тигры и многие редкие виды животных, пересыхают и загрязняются источники пресной воды, и, конечно, усугубляется глобальное изменение климата. Если скорость расширения плантаций останется прежней, то в Индонезии, например, уже через семь лет почти не останется лесов (вырубят 98%, если быть точным).
Крупные компании вроде Unilever, Procter & Gamble, Nestle, Burger King, Kraft и десятки других постоянно наращивают закупку пальмового масла, а если есть спрос, в развивающихся и бедных тропических странах всегда будет предложение. В 2008 году международная НКО «Круглый стол по экологически безопасному пальмовому маслу» выпустила эко-стандарты производства, в 2011 году свои правила появились в Малайзии.
Однако экологическим стандартам соответствует только треть производимого в мире продукта. А производство пальмового масла растет приблизительно на 1−2 млн тонн в год (46 млн тонн в 2010 году, 54 млн тонн в 2014-м). Очевидно, что пока рост спроса и предложения увеличивается с такой скоростью, рассчитывать на экологическую устойчивость индустрии не приходится. Именно поэтому в некоторых западных странах появилась маркировка еды и косметики «Не содержит пальмового масла» — этот маркетинговый ход рассчитан не столько на тех, кто заботится о своем здоровье, сколько на тех, кто думает об экологии планеты в целом.