Место для рекламы

Если с ребенком трудно Что такое детская привязанность

Когда ребенок капризничает, мы чаще всего думаем, что причина кроется в невоспитанности. Как следствие, мы "воспитываем" ребенка, то есть наказываем его: кричим, ставим в угол, уходим в другую комнату. Людмила Петрановская в книге "Если с ребенком трудно" предлагает взглянуть на такое поведение своего чада под совсем другим углом.

Вот самая обычная ситуация: вы ждете гостей. Ваш ребенок тоже рад предстоящему празднику, он помогает вам накрывать на стол, старательно моет овощи, раскладывает салфетки, расцветает от похвалы. Это поведение привязанности, он хочет быть с вами, хочет вам нравится, делать общее дело.

Вот гости на пороге — и ребенок вдруг смущается, прячется за вас, вам стоит труда уговорить его выйти и поздороваться. Это поведение привязанности, он осторожен с чужими, не «своими», взрослыми и ищет защиты у родителя.

Вы сидите за столом, увлечены интересным разговором, а ребенок словно с цепи сорвался: шумит, бегает, дергает вас. Это поведение привязанности: он испытывает тревогу, видя, что вашим вниманием завладел чужой человек и хочет вашего внимания как подтверждения, что с вашими отношениями все в порядке.

Вы теряете терпение, сердитесь на него и выставляете из комнаты. Он громко плачет, бьется об дверь, начинается истерика. Это поведение привязанности: вы дали ему понять, что можете оборвать связь с ним, более того — символически прервали ее, закрыв дверь, он протестует изо всех сил, стараясь восстановить связь.

Вам становится его жалко, вы идет к нему, обнимаете, ведете умыться. Он еще какое-то время всхлипывает, потом обещает, что будет вести себя хорошо и вы разрешаете ему остаться. Вскоре он затихает, свернувшись калачиком у вас на коленях и правда больше не шалит. Это поведение привязанности — связь восстановлена, напряжение спало, страх отпустил, ребенок обессилен, а восстанавливать силы лучше всего рядом с родителем.

Возможно, вы никогда не думали об этом в таком ключе. Возможно, вам казалось, или вам говорили окружающие, что это все происходит потому, что ребенок избалованный, или невоспитанный, или вредничает, или перевозбудился. На самом деле все проще и все серьезней. Ему просто жизненно нужна связь с вами. Вот и все. Если это понимать и уметь видеть то, как состояние ваших отношений влияет на состояние и поведение ребенка, очень многие случаи «плохого» поведения предстанут своем в другом свете".

«Мы помним, что отношения ребенка с родителем для него еще более (чем для нас отношения с партнером — прим.) значимы, он еще больше зависит о того, чтобы любовь родителя к нему была незыблема, как скала, чтобы эта связь не могла быть прервана ни ошибкой, ни глупостью, ни несовершенством характера, внешности, способностей. Попытка установить ребенку «планку ожиданий» ввергает его в глубочайший стресс, вызывает сильный протест. И вместо ожидаемого «педагогического эффекта» своих нотаций и вразумлений мы получаем явный или скрытый саботаж, а порой и парадоксальную реакцию: ребенок усиливает как раз то поведение или качество, которым мы часто бываем недовольны. Как это работает?

Представьте себе, что вы гуляете по тропе над пропастью (а это в некотором смысле вообще метафора нашей жизни), и страхует вас прочная веревка, которую держит с той стороны человек, которому вы абсолютно доверяете, больше, чем себе. Именно так воспринимает ребенок свою привязанность к родителю и родителя к нему. И вдруг вам кажется, что веревка ослабла, провисла как-то. Что случилось? Отпустил? забыл? бросил? Ушел? Спросить вы не можете, пойти разузнать тоже — страшно же шаг ступить, без страховки-то. Что вы будете делать?

Правильно, дергать за веревку, в надежде, что она просто немного провисла и сейчас снова натянется и станет прочной и надежной, как раньше. Дергать с замиранием сердца — а вдруг дернешь, и окажется, что на том конце ее выпустили? Но если не дернуть, то как узнать?

Вот именно это и делает ребенок, когда у него есть сомнение в прочности привязанности. Дергает за веревку. Снова пробует то именно поведение, которое, по опыту, ставит отношение к нему родителя под угрозу. «Ты по-прежнему мой взрослый? — словно спрашивает он. — Даже если я вот так делаю? Даже если я плохой? Я не могу жить в такой тревоге, ответь скорее, чтобы я знал точно».

… Если у родителя получается дать ребенку понять, что мол, ты, дорогой, конечно, наломал дров, но не волнуйся, я тебя по-прежнему люблю, я с тобой, можешь на меня рассчитывать, веревка прочна, — ребенок успокаивается и может изменить поведение. Если взрослый в ответ тоже заводится, сам попадает под власть тревоги «он теперь всегда будет так делать, я плохой родитель, я не справляюсь, он меня не слушается, это он назло, нужно быть пожестче с ним, чтоб неповадно было впредь» и все в таком роде, — вопрос ребенка не снимается, а только становится острее.

А значит, следует ждать чего? Ага, повторения и того самого, непереносимого для родителя поведения.

Опубликовала    20 авг 2015
1 комментарий

Похожие цитаты

КАК ИЗ ДЕВОЧКИ ВЫРАСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА.

«Газета.Ru» призывает всех, кто сейчас растит девочку, перестать это делать и начать растить человека...

ПОЧЕМУ ДЕВОЧКУ НУЖНО УЧИТЬ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ?

Растить девочку непросто. Во-первых, девочки умные. Во-вторых (и это подтвердят родители, которым посчастливилось растить и девочек, и мальчиков), девочку, в отличие от мальчика, очень трудно обхитрить, обмануть или отвлечь. Ну, и в-третьих, если вы растите девочку в России, то очень вероятно, вы считаете, что есть в мире вещи, которые она должна или не должна делать на том простом основании, что она девочка.

То есть к своей собственной самой любимой…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЕва-Ангелина  22 мая 2015

— Ты помнишь, что делала почти каждую ночь перед сном, когда была маленькой?
— Читала под одеялом при свете фонарика.
— А почему ты не зажигала верхний свет в комнате?
— Чтобы ты думал, что я сплю, в то время как я тайком глотала книжки…
— Погас ли твой фонарик хоть один раз за все те годы?
— Нет.
— А ведь тебе никогда не приходилось менять в нем батарейки…

"Те слова, что мы не сказали друг другу”.

Опубликовала  пиктограмма женщиныМаrol  27 окт 2015

Когда-то я смотрела на мальчика, который бился в истерике в магазине, требуя шоколадку, и думала — фи. Вы просто не умеете их воспитывать. В доме, где на полках стоят книги, а в воздухе звучит классическая музыка, ребенок не бьется в истерике. Он отодвигает от себя томик Шопенгауэра и спрашивает «Мамочка, я могу сьесть шоколадку?».

Я смотрела на девочку, которая дубасила лопаткой напарницу в песочнице, и думала — фи. Мой ребенок никогда не будет никого бить лопаткой. Никогда и никого. В доме, г…

Опубликовала  пиктограмма женщиныВента  02 июн 2020

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВРАТЬ.

Если вас вырастили с мыслью, что врать нехорошо, обязательно прочитайте этот текст и не повторяйте ошибок родителей. «Газета.Ru» объясняет, почему ребенка нужно обязательно научить хорошо врать.

ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ ВАШ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ ВРАТЬ?

Психолог А. Д. Эванс провел научное исследование и доказал, что дети начинают врать осознанно с двух лет и делают это из чистого удовольствия. Дети врут в ситуациях, когда им совсем ничего не грозит, если правда откроется: им просто нравится придумывать и конструировать другую реальность.

Вранье становится первым актом творчества для малыша. Если его в этом вранье уличить и наказать, это не приведет к тому, что ваш ребенок начнет говорить вам прав…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЕва-Ангелина  22 мая 2015

Может ли сегодня очаровать девичья скромность? И должна ли?

Сразу скажу, что объемные публикации я не люблю: по опыту знаю, что далеко не все они прочитываются до конца. Если вообще прочитываются. Но этот материал Анастасии РЕБРОВОЙ решила предложить к обсуждению без купюр, благо читается он легко. У меня, так же как и у классной руководительницы, смешанное отношение к ситуации. Умом понимаю, что вроде так и надо. С другой стороны — давит сложившийся стереотип современных отношений в обществе и к самой жизни. А как думают профессионалы — не теоретически,…

Опубликовала  пиктограмма женщиныМарена  08 фев 2014