Место для рекламы

http://www.youtube.com/watch?v=Uqks24tfSag

Пьер Пюви де Шаванн

Французский художник Пьер Пюви де Шаванн родился в 1824 г. в Лионе в обеспеченной семье горного инженера. Как и его отец, Пюви де Шаванн собирался посвятить свою жизнь естественным наукам. Поездки в Италию в 1847 и 1848 гг. круто изменили его жизнь. Вернувшись на родину, Пюви де Шаванн увлекся живописью. Он учился сначала у А. Шеффера, затем — у Э. Делакруа, а позднее у Т. Кутюра и Т. Шассерио.
Хотя в 1850 г. Пюви де Шаванн выставил свои картины в Салоне, позднее, вплоть до 1859 г., жюри Салона отказывалось принимать его работы.
В 1854 г. Пюви де Шаванн расписывал стены дома своего брата («Времена года», «Возвращение блудного сына»). В 1861 г. он получил в Салоне медаль за монументальные композиции «Война» и «Мир», которые принесли художнику известность.
Большой интерес представляют две картины, созданные Пюви де Шаванном в годы франко-прусской войны — «Воздушный шар» (1870) и «Почтовый голубь» (1871). В основу произведений были положены реальные события: в то время голуби и воздушные шары
были единственным средством связи осажденного Парижа с внешним миром. Несмотря на реальность сюжета, художник создает явно аллегорические произведения. В обеих картинах центральное место занимает фигура женщины в черном платье. Соотечественники увидели в этом образе олицетворение Парижа, сопротивляющегося прусским захватчикам, символом которых стал орел, угрожающий маленькому голубю в композиции «Почтовый голубь».
Символична и луврская картина «Надежда», написанная Пюви де Шаванном в 1871 г. Годом позднее художник выполнил второй вариант этого произведения, ныне хранящийся в галерее Уолтерса в Балтиморе. На полотне изображена юная девушка, сидящая на камнях. В ее руке — оливковая ветвь — символ мира. Пейзаж за спиной девушки уныл и мрачен. Ее окружают развалины и могильные памятники, среди которых кое-где пробиваются скромные цве-
ты, возвещающие приближение весны и возрождение новой жизни.
Эта сентиментальная композиция была с интересом встречена соотечественниками художника, которые увидели в ней надежду на будущее процветание их родины.
Как и другие художники-символисты, Пюви де Шаванн обращается к мотиву смерти. Ярким примером этого стала картина «Девушки и смерть» («Жнец)», написанная в 1872 г. На полотне изображена стайка веселых девушек, собирающих цветы или танцующих. И лишь одна из них печальна, словно увидела притаившуюся в скошенной траве Смерть с косой. Картину пронизывает мысль о скоротечности земного бытия и недолговечности счастья.
Важное место в творчестве Пюви де Шаванна занимают монументальные работы. В 1869 г. он пишет две композиции для дворца Лоншан в Марселе — «Марсель — врата на Восток» и «Массилия — греческая колония».
В 1870-е гг. художник создает монументальное полотно на исторический сюжет для ратуши в Пуатье и цикл картин для парижского Пантеона, представляющих эпизоды из жизнеописания Св.Женевьевы. В этих работах Пюви де Шаванн использует традиции фресковой живописи Раннего Возрождения. Эти произведения мастера отличаются ясностью форм и гармоничностью цветовой гаммы.
Тональность своих работ художник старается соотнести с цветом стены, на которой они будут располагаться его картины. Композиционный строй этих панно он также подчиняет плоскости стены.
Стремясь передать в своей живописи гармонию окружающего мира, Пюви де Шаванн обращается к искусству античности. Человеческие фигуры на картинах статичны, они как будто погружены в собственные мысли и сливаются с природой в единое целое.
Ярким примером этого является декоративная композиция «Видение античности. Символ формы» (ок. 1887−1890). Художник обращается к золотому веку человечества, той эпохе, когда люди жили в согласии друг с другом и окружающим их миром животных и растений. Золотой век — это удивительно прекрасное царство разума, добра и справедливости. В нем нет места злобе, жестокости, отрицательным эмоциям. Ощущение покоя и тишины передают в картине выдержанная в спокойных и светлых оттенках цветовая гамма, величественный пейзаж, совершенные фигуры людей.
В «Видении античности» нет никакого действия: герои кажутся неподвижными, они любуются красотой природы или мечтают.
В такой же манере исполнено декоративное панно «Священная роща, возлюбленная искусствами и музами» (1884−1889), предназначенное для лионского Дворца искусств. Основная мысль этой композиции — неразрывная связь наук и искусств. Центральное место в картине занимают аллегорические фигуры, олицетворяющие Живопись, Архитектуру, Скульптуру. Рядом стоят музы — Полигимния, Клио, Каллиопа. Недалеко от них, на берегу — Талия и Терпсихора, кружащаяся в танце. В воздухе застыли Эвтерпа и Эрато. Погружены в собственные мысли Мельпомена и Урания, сидящие у озера. Все в картине кажется застывшим: в Священной роще нет действия, отсутствует и время. Неподвижны не только музы, но и природа, окружающая их. Спокойна гладкая поверхность озера, не шелохнется ни один листочек на дереве. Все погружено в тишину: искусство и наука не терпят суеты и шума. Музы и лицом и фигурой похожи одна на другую (вероятно, Пюви де Шаванн писал их с одной модели).
В таком же ключе написаны и другие монументальные композиции художника (декоративные росписи для ратуши в Париже и панно для Публичной библиотеки в Бостоне).
Тема союза наук и искусств была продолжена в панно, получившем название «Между искусством и природой» (1888−1891), предназначенном для музея в Руане. Создавая картину, художник отказался от стилизации античности, свойственной «Священной роще». На полотне изображены одетые в современные одежды люди, занимающиеся живописью, археологическими раскопками, изготовлением керамики, или просто любующиеся природой, в которой зритель может узнать реальный французский пейзаж — холм Босенкур, с которого открывается прекрасный вид на Сену.
Интересно полотно Пюви де Шаванна «Бедный рыбак» (1881), вызвавшее множество споров среди современников художника. Герои картины кажутся разобщенными, как будто ничто не связывает их. Худой рыбак погружен в свои мрачные мысли, его дочь беззаботно собирает цветы на берегу, а крошечный ребенок, одинокий и беспомощный, лежит среди прибрежной травы. Печалью и одиночеством веет от унылого пейзажа: пустынного берега и гладкой речной поверхности. Ландшафт играет в полотне значительную роль — если поза рыбака сдержанно передает его эмоции, то картина природы полностью раскрывает владеющие человеком чувства и тягостные мысли.
Нередко живопись Пюви де Шаванна кажется непонятной и загадочной. Такова его известная картина «Девушки у моря» (1879). Образам девушек, расположившихся на берегу моря, свойственна многозначность: зрители и искусствоведы гадают, кого же изобразил художник — своих современниц, купающихся в море, прекрасных греческих богинь или морских сирен, заманивающих сладкозвучным пением простодушных моряков. Светлые, почти прозрачные тела девушек, их контуры, как будто растворяющиеся в пейзажном фоне, делают изображение похожим на зыбкий и трепетный мираж.
Полна символики картина «Сон» (1883), навеянная старинной легендой. Сюжет композиции таков: к уснувшему страннику явились Богатство с золотыми монетами, Слава с лавровым венком, Любовь с лепестками роз. Герой должен сделать свой выбор, но он, погруженный в глубокий сон, бездействует. Так проблему выбора решает большинство художников-символистов. Состояние сна, отрешенности от действительности в их картинах является воплощением мечты об утраченных идеалах прошлого.
Пюви де Шаванн скончался в Париже в 1898 г.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  11 авг 2015
0 комментариев

Похожие цитаты

Украинцы под прессой

Тот, кто достаточно часто читает украинскую прессу, не мог не обратить внимание, что порой самые дикие утверждения, которым нормальный и здравомыслящий человек никогда не поверит, подаются на Украине как реальные события.

Такие «новости» порой распространяются в украинских СМИ со скоростью эпидемии. Их не проверяют, а сразу публикуют. И читатели, пребывающие в состоянии психоза, верят в их достоверность.

Ещё во время евромайдана я в Фейсбуке познакомился с киевлянином, п…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  14 ноя 2014

Почему дети СССР были другими?

Как сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери — все мы родом из детства.

Вот только детство у тех, кто был ребенком до начала девяностых и после, разное. И разное настолько, что порой удивляешься, как нам «динозаврам прошлого» удалось дожить до настоящего.

В наше время в машинах не было ремней и подушек безопасности, и это никого возмущало, даже гаишников.

Наши комнаты, кровати и игрушки не окрашивались специальными экологически чистыми крас…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  05 мар 2015

Влияние группы крови на характер человека

Группа крови влияет на характер человек и его личную жизнь и в это искреннее верят, например, в Японии. Даже при приеме на работу в Японии начальника может заинтересовать этот показатель. 75% японцев считают реальной связь между типом крови, характером и работоспособностью.

Так, при первой группе крове человеку важно общественное признание за заслуги. Обладатели этой группы любят работу, они внимательно смотрят на мир широко раскрытыми глазами. Мужчи…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  26 апр 2014

Похоже, Одесса пробудилась.

Сегодня около Дюка было человек 20 свидомых евромайдановцев. Хотя в обычные дни 100−200. В особо упорото-укропатриотические дни 400−500 человек.
Многие «правосеки» уезжают из Одессы. Те, что не могут, закрываются дома — прячутся, не выходят. Они чувствуют ненависть Одессы. Они знают, что за ними уже идут. А за ними и вправду уже идут — и за теми, кто жёг, и за теми, кто стрелял, и за теми бандеровками, что разливали бензин… и за теми, кто прыгал от радости по обгорел…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  05 мая 2014

ХАРАКТЕР — ЭТО СУДЬБА

Еще одна причина женского одиночества — личностные особенности самой женщины. Здесь дело не в том, хороший или плохой у нее характер. Женщина с замечательным характером, добрая, отзывчивая, мягкая, — может остаться одинокой. А другая — вспыльчивая, непредсказуемая, непостоянная, вероломная, — но выходит замуж и нежно любима своим мужем.

Есть несколько вариантов так называемой акцентуации характера, которые являются предрасполагающими факторами. Такие женщины испытывают тр…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныaloisborman  17 дек 2013